Место силы: поместье Кристиана Диора Шато де ла Коль Нуар
В поместье Шато де ла Коль Нуар один из главных кутюрье XX века Кристиан Диор делал собственное оливковое масло, посещал мессы и организовывал праздники. Именно сюда к нему в гости наведывались Жан Кокто, Бернар Бюффе и Марк Шагал.
В последние годы жизни для Кристиана Диора загородное имение Шато де ла Коль Нуар неподалеку от городка Грасс на юге Франции стало чем-то вроде тихой гавани. Здесь он проводил Пасху, летние каникулы и Рождество. Сюда сбегал после очередного показа. Диор боялся летать, предпочитая добираться из Парижа поездом. Однако, когда полета избежать не удавалось, он брал с собой на борт миниатюрную колоду игральных карт в качестве средства от стресса. Затем по приезде сразу переодевался в шорты, футболку, надевал соломенную шляпу – и отправлялся в сад. «Для Кристиана, со всеми тяготами его профессиональной жизни, этот дом был полной противоположностью Парижа», – рассказывает Фредерик Бурделье, возглавляющий направление культурного наследия марки в Christian Dior Parfums.
Здесь Диор делал собственное оливковое масло, по воскресеньям посещал мессы и принимал самое деятельное участие в организации сельских праздников. В гостях у него бывали известнейшие художники: Жан Кокто, Бернар Бюффе, Марк Шагал. По его собственным словам, он хотел превратить Шато де Ла Коль Нуар в «настоящий дом».
Первое знакомство Диора с провинцией, славящейся своими парфюмерными традициями, состоялось около 1934 года. Его отец Морис, разорившийся после краха фондового рынка 1929 года, был вынужден продать любимую фамильную виллу в Нормандии и укрыться на юге Франции с сестрой Кристиана Катрин, которая впоследствии поселилась по соседству в Кальяне. Сам Диор провел здесь два года во время Второй мировой войны, помогая выкорчевывать розовые кусты в семейном саду и сажать вместо них фасоль и горох, чтобы потом продать их на местном рынке. По словам его друга и соратника Андре Левассера, уже тогда Диор влюбился в Шато де ла Коль Нуар. «Поселившись в долине в годы войны, он мечтал однажды стать его хозяином, – вспоминал Левассер в интервью в середине 80-х. – Он осмотрел 36 домов в округе, но остался непоколебим в своем решении: ему нужен был только этот старый, полуразрушенный, похожий на отель или постоялый двор, восхитительный прованский сельский дом».
«Простой, крепкий, благородный» – так описывал дом Диор. Первые упоминания об имении ла Коль Нуар встречаются в архивах Ватикана: это записи о суде из-за драки, случившейся на территории поместья ближе к концу Средневековья. Часть здания (в том числе его квадратные башни) датируется XV веком. Более поздние постройки появились в середине XIX века благодаря юристу и политику Анри-Эммануэлю Пуле.
О том, что дом выставлен на продажу, Кристиан узнал от сестры Катрин. Он купил его в 1951 году вместе с участком в 50 акров (из которых на сегодня осталось 12), но реставрационные работы начались лишь три года спустя. За помощью в восстановлении здания Диор обратился к архитектору Андре Свечину, прославившемуся благодаря работе над легендарной таверной «Золотая голубка» (Auberge de la Colombe d'Or) в Сен-Поль-де-Вансе. Главные изменения коснулись подходов к дому. Сейчас прямиком к новому центральному входу ведет кипарисовая аллея.
С тыльной стороны решено было построить новую террасу и 40-метровый бассейн, в котором в отсутствие хозяина разрешалось плескаться детям его работников. По распоряжению Диора также установили каменный фонтан со статуей нимфы и посадили тысячи деревьев, виноградных саженцев, розовых и жасминовых кустов, лилий и фиалок по всему участку.
Внутренняя обстановка представляла собой смешение стилей. «Известно, что Диора привлекала пасторальная элегантность, – говорит Бурделье. – Например, мебель эпохи Людовика XV с обивкой из прованской ткани». С консолями эпохи Людовика XVI мирно уживались набивной хлопок Toile de Jouy, зеркала с позолотой и бесконечные узоры из звезд.
В 2013 году поместье приобрела компания Christian Dior Parfums, за 2,5 года возродившая историческое место. В его честь даже был создан новый аромат La Colle Noire с верхней нотой майской розы. Команда декораторов во главе с Ивом де Марселем в своей работе по восстановлению интерьера руководствовалась подробной статьей о доме, опубликованной в 1959 году во французском журнале Connaissance des Arts. Они постарались максимально точно воссоздать декор, придуманный самим Диором. Гостиная на нижнем этаже с цветочными мотивами отделки и креслами в стиле Людовика XVI ничем не отличается от оригинала. Точную копию императорской мраморной ванны дизайнера удалось отыскать в Италии вместе с такими же кранами в виде лебедей. По словам Бурделье, по меньшей мере треть всей обстановки в доме соответствует эпохе Диора.
Однако некоторые загадки так и остались неразгаданными. Например, не сохранилось фотографий оригинальной обстановки главной и малой гостиных. На втором этаже было решено объединить 18 крохотных спален в 7 полноценных спальных комнат с ванными. Только одна, со старинными обоями в египетской тематике, сохранила оригинальный облик. Все остальные – плод воображения декораторов. Они названы в честь художников, с которыми дружил Диор, – например, Кристиана Берара и Сальвадора Дали.