Украинская карта в политике США на постсоветском пространстве

16.06.2009 в 19:50

Приближение президентских выборов в Украине и завершение дипломатической миссии американского посла Вильяма Тейлора ставит вопрос относительно того, какой будет американская политика в отношении Украины в ближайшие годы, пишет Сергей Жильцов в "Независимой газете".

Одним из первых публичных документов, который очертил основные позиции США в отношении Украины, стала Резолюция № 120 "В поддержку независимости Украины". Документ, принятый Палатой представителей и Сенатом Конгресса США, обстоятельно очертил приоритеты американской администрации. В документе отмечалась необходимость проведения реформ и противодействия появлению организации, которая могла бы содействовать новому объединению государств бывшего СССР. Тем самым данный документ недвусмысленно указал на недопустимость объединения России с Украиной, одновременно задав вектор американской политики в отношении Киева на годы вперед.

Американская политика в 90-х годах прошла эволюцию от разрозненных шагов по поддержке независимости Украины от России до выработки четкого курса, направленного на решение политических и экономических задач в отношении Украины. Своему преемнику Билл Клинтон оставил плацдарм, с которого Джордж Буш повел генеральное наступление в Украину.

В начале 2001 года в должность президента США вступил Буш-младший. Период его правления отмечен резкой активизацией украинского направления во внешней политике США, пик которой пришелся на 2004 год, когда США открыто, без всякой оглядки, вмешивались во внутренние дела Украины и оказывали прямое давление на украинское руководство. Так, в июле 2004 года Палата представителей приняла резолюцию, в которой исполнительной власти США предписывалось ввести против Украины санкции, если будут обнаружены нарушения во время президентских выборов. В сентябре 2004 года на подобный шаг пошел Сенат. Санкции предполагали введение запрета на въезд в США высших должностных лиц Украины, прекращение деятельности, связанной с предоставлением кредитов и финансовой помощи.

Практически сразу после прихода к власти в 2004 году Виктора Ющенко появился Конфиденциальный меморандум об обязательствах Украины по ускоренному вступлению в НАТО. Данный документ был призван приблизить Украину к членству в альянсе. Меморандум признавал возможность прохождения по украинской территории военных сил НАТО в случае проведения какой-либо операции. Фактически это означало, что украинское руководство соглашалось с потерей части своего суверенитета.

В 2007 году Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, в которой отмечалась необходимость вступления Украины в НАТО, а американское правительство намерено было оказывать этому поддержку. На это же направлена Хартия о стратегическом партнерстве между США и Украиной. Подписанная 19 декабря 2008 года, она предусматривает тесное сотрудничество с Америкой в модернизации мощностей украинской газотранспортной инфраструктуры. Кроме того, документ должен положить начало работе двусторонней группы по вопросам энергетики. В хартии были отражены намерения американской администрации по созданию дипломатического представительства в Крыму.

Сегодня можно говорить о том, что США реализовали часть намеченных целей - расширили свое присутствие в Украине и одновременно ослабили позиции России в этой стратегически важной стране постсоветского пространства. Все администрации США уделяли этому пристальное внимание.

Преемственность политики Америки в отношении Украины сохранится, и здесь не должно быть никаких иллюзий. Безусловно, возможны определенные изменения в расстановке акцентов, поскольку каждая администрация имеет свое видение. Однако в целом курс США в отношении Украины будет продолжен.

Учитывая сложный характер российско-украинских отношений и приближающиеся президентские выборы, программа Барака Обамы в отношении Украины будет направлена на устранение препятствий, которые не позволяют украинскому руководству сделать очередной шаг в сторону Запада. Для этого, как представляется, американская администрация может сконцентрировать усилия на следующих направлениях. Прежде всего стремиться к изменению соотношения сил среди политической элиты, добиваясь доминирования в ней проамериканских настроений. Нечто подобное в прошедшее десятилетие США проделали в отношении политиков из западной и центральной Украины. Теперь пришла очередь востока и юго-востока. Во-вторых, уделять повышенное внимание неправительственным организациям. Гранты на поддержку "демократических изменений" станут основным инструментом идеологического освоения востока. Такая работа уже активно ведется на востоке Украины. Несмотря на кризис, неправительственные организации, финансируемые США, увеличили объем средств, направляемых на формирование молодой политической элиты. В-третьих, США могут предложить Украине иные механизмы приближения к НАТО. План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ), за который все годы боролся Ющенко и против чего выступала Россия, уступит место иным программам, которые должны будут закамуфлировать процесс вступления Киева в альянс. В-четвертых, США могут усилить работу с ведущими украинскими партиями, добиваясь изменения их позиций по важным для себя вопросам. В-пятых, повышенное внимание будет уделяться Крыму, который не только имеет стратегическое значение в Черноморском регионе, но и представляет собой узел проблем, что связано с вопросом о сроках пребывания ЧФ РФ, крымско-татарским фактором, а также с перспективами разработки нефтегазовых месторождений Черного моря. Пока процесс открытия американского представительства в Крыму затормозился, но можно не сомневаться, что интерес к нему сохранен.

Безусловно, данный перечень задач и механизмов, с помощью которых США намерены реализовывать свои интересы в Украине, неполон и определяет лишь контуры американской политики. Очевидно, что США намерены сохранить достигнутые за последнее десятилетие результаты и сделать все, чтобы не допустить улучшения российско-украинских отношений и появления на постсоветском пространстве нового образования. Недружественная по отношению к России Украина в большей степени отвечает американским интересам. Подобный подход соответствует стратегическому замыслу США, который заключается в создании по периметру российских границ пояса нестабильности.

На первый взгляд недружественная политика США, реализуемая в отношении Украины, должна подталкивать Россию к выработке и реализации жесткой линии как в отношении Вашингтона, так и в отношении Киева. Однако вряд ли это целесообразно делать. Во-первых, жесткий курс в отношении Киева даст политический импульс консолидации тех политических сил, которые видят в России недружественное государство. Во-вторых, будет дан повод для дальнейшего вовлечения США в украинские дела с использованием тех же тезисов о "защите демократии" и "независимого государства". В-третьих, это может оттолкнуть от России ту часть населения, которая до сих пор, несмотря на усилия националистических сил, видит в ней дружеское государство. В-четвертых, дальнейшее обострение отношений негативно скажется на торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Украиной.

В сложившейся ситуации сбалансированный подход, поиск новых партнеров в Украине, усиление экономической составляющей в российской политике и расширение механизмов реализации внешнеполитического курса могут нивелировать усилия США, которые по-прежнему будут разыгрывать украинскую карту в своей политике на постсоветском пространстве.



Подробности

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив