СБУ подозревается в подделке газовых протоколов
Временная следственная комиссия (ВСК) Верховной рады (ВР), расследующая правомерность действий сотрудников СБУ во время проведения следственных мероприятий, связанных с функционированием НАК «Нафтогаз Украины» и газотранспортной системы Украины, не смогла на своем заседании утвердить результаты, полученные в результате следствия. Об этом заявил глава ВСК Роман Зварыч.
По его словам, члены ВСК собрали достаточное количество доказательств того, что протокол задержания замглавы отдела Энергетической региональной таможни ГТС Украины Тараса Шепитько Службой безопасности Украины был поддельным.
Зварыч напомнил, что Шепитько был задержан СБУ на основании свидетельств очевидцев. Он подчеркнул, что руководство СБУ отказалось называть фамилии этих очевидцев, ссылаясь на тайну следствия. «Как по мне, это очень и очень сомнительный аргумент», — отметил Зварыч.
Он также добавил, что члены ВСК допросили всех сотрудников Энергетической таможни, которые находились в тот момент в помещении вместе с Шепитько. Все без исключения сотрудники, по словам Зварыча, подтвердили, что не давали свидетельских показаний СБУ.
«Поэтому есть все основания утверждать, что свидетелей просто не существует», — заявил Зварыч.
По мнению Зварыча, это является достаточным доказательством того, что протокол задержания Шепитько был поддельным.
Как сообщил Зварыч, членам ВСК удалось установить, что президент Украины Виктор Ющенко не оказывал давления и не вмешивался в работу следствия СБУ.
Также, по словам Зварыча, ВСК установила, что «преступной группы лиц», которая якобы была заинтересована в незаконном растамаживании 11 млрд кубометров газа, не существует. «Ни Наливайченко (глава СБУ – прим. ред.), ни Хорошковский (заместитель главы СБУ – прим. ред.) не могут назвать ни одной фамилии из этой так называемой преступной группы», — отметил Зварыч.
Он также добавил, что СБУ не предоставила достаточных доказательств для подтверждения необходимости применения бойцов элитного подразделения «Альфа» для захвата НАК «Нафтогаз Украины».
В заключение Зварыч подчеркнул, что членам ВСК не удалось утвердить полученные результаты ввиду отсутствия на заседании кворума. Он не уточнил, когда состоится следующее заседание ВСК, отметив только, что после того, как все полученные результаты и доказательства будут утверждены, члены ВСК будут рекомендовать парламенту направить все собранные материалы в Генпрокуратуру.
Напомним, 4 марта спецподразделение СБУ «Альфа» проводило следственные действия в офисе компании «Нафтогаз». Пресс-секретарь компании Валентин Землянский рассказал, что люди в масках пытались изъять оригиналы соглашений с «Газпромом» на транзит и поставку природного газа на 2009-2019 годы.
Позднее Шевченковский райсуд Киева приостановил следственные действия по уголовному делу, возбужденному СБУ против руководства НАК «Нафтогаз». Этим же решением предусмотрено приостановление следственных действий по отношению к сотруднику Энергетической таможни Тараса Шепитько, которого СБУ задержала вечером 3 марта.
1 апреля апелляционный суд Киева оставил в силе решение Шевченковского районного суда столицы о закрытии уголовного дела, возбужденного по факту завладения должностными лицами НАК «Нафтогаз Украины» 6,3 млрд кубометров газа.
Конфликт за спорные 11 млрд кубометров газа начался после подписания премьер-министром Юлией Тимошенко 22 января соглашений с «Газпромом». Тогда НАК «Нафтогаз Украины» потребовала от «Газпрома» обеспечить ее 4,5 млрд кубометров дешевого газа, необходимого для сохранения низкой ставки на транзит российского топлива через территорию Украины. В ответ «Газпром» переуступил «Нафтогазу» право требования от RUE $1,7 млрд в виде финансовых средств либо в виде 11 млрд кубометров газа (по $154 за 1 тыс. кубометров). Позже, ссылаясь на право требования, «Нафтогаз» продал этот газ «Газпрому», а тот, в свою очередь,– НАК. Это дало возможность растаможить газ и начать его продажу на Украине.
Пресс-секретарь НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский 10 марта уточнил, что процесс растаможки спорного газа продолжается. «На сегодняшний день, исходя из имеющихся у нас договоров, «Нафтогаз» имеет полное право осуществлять действия с тем газом, который находится у него на балансе. Большая его часть уже была растаможена», — сказал он.