В Восточной Европе вспоминают падение "железного занавеса"
В этом году исполняется двадцать лет с момента падения "железного занавеса" в Европе, сопровождавшегося разрушением Берлинской стены и чередой "бархатных революций", пишет The Wall Street Journal. Для стран бывшего советского блока это праздничный год, однако вряд ли нынешние российские СМИ будут освещать эти юбилейные торжества в позитивном ключе.
Бухарест
Кристиан Мингиу, известный румынский кинорежиссер, получивший в 2007 году Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, вспоминает: "Несмотря на то, что мы видели, как режимы в Восточной Европе падали один за другим, мы боялись, что это может не произойти в Румынии. Система казалась настолько хорошо отлаженной, что мы не могли вообразить, как революция даже начнется".
Падение коммунистического режима в Румынии, пишет WSJ, стало самым кровавым. Оно началось с введения войск в Тимишоару для подавления беспорядков 17 декабря, а закончилось казнью диктатора Чаушеску и его жены в день Рождества.
22 декабря, день, когда стало известно о том, что Чаушеску бежал, - такой же праздник для румын, как 8 ноября для немцев (день падения Берлинской стены). В этом году румынский Институт культуры планирует провести торжественные мероприятия в стране и за рубежом и организовать публичные прения.
Варшава
Работница арт-центра в Варшаве Каролина Лабович-Динамус родилась в 1982 году и вспоминает, что до 1989 года она даже не пробовала шоколада. По ее словам, трудно было купить даже вещи первой необходимости вроде обуви. "После 1989 года, - рассказывает она, - все изменилось. Ребенку это легко заметить, все стало красочным".
В апреле 1989 года было узаконено рабочее движение "Солидарность", напоминает издание, а 4 июня впервые за полвека в Польше прошли свободные выборы. Именно в этот день в этом году пройдут крупные торжества с рок-концертом, где будут выступать музыканты восьмидесятых.
Прага
Чешский романист Иван Клима вспоминает: "Все общество ждало, ждало, ждало. А потом оно вдруг случилось в один день".
Несмотря на то, что падение коммунизма в Чехословакии называют "бархатной революцией", началось оно со столкновения студентов с полицией. Поэтому неправительственная организация "Опона" готовит театрализованное действо, в котором будет инсценирован ход тех событий. Также вниманию чешской и европейской публики будет представлен "Тоталитарный цирк", посетители которого на себе смогут испытать то, что чувствовали чехи и словаки при коммунистическом режиме.
Будапешт
Венгерский романист Петер Надаш считает, что правителей Венгрии до 1989 года и "коммунистами" называть неверно. Это были, по его словам, "карьеристы на службе у Российской империи".
Переход от диктатуры к открытому обществу в Венгрии длился 18 месяцев, происходя постепенно, вспоминает Надаш. В этом году в столице страны и на австрийской границе, которая двадцать лет назад была открыта для восточных немцев, пройдут памятные мероприятия.
Москва
Писатель Виктор Ерофеев ответил на несколько вопросов редакции по телефону. Он рассказал, что конец восьмидесятых вспоминается ему как "солнечный полдень", как "политическая весна", наполнявшая жителей СССР надеждами. По его словам, простые советские граждане были рады за страны Восточной Европы и искренне хотели их освобождения.
Однако затем в самой России, рассказывает Ерофеев, случился затяжной экономический кризис, а потом появился Путин. Так что едва ли можно будет увидеть позитивное освещение восточноевропейских юбилеев в российских СМИ.