Обнародована цена, которую Украина заплатит за кредит МВФ
Журналистам удалось свести воедино все строгие условия Меморандума между украинским Кабмином и миссией МВФ, по которому наша страна получила крупный кредит.
Большинство пунктов, внесенных в меморандум, завуалировано. Так, до конца 2009-го обещано провести пенсионную реформу, которая определит возраст выхода на пенсию «с учетом развития демографической ситуации». Понятно, что речь идет о давно обсуждаемом повышении пенсионного возраста (чтобы меньше тратиться на пенсионеров), пишет во вторник газета «Сегодня».
«За кадром у власти давно есть договоренность – 65 лет для мужчин и 60 для женщин», - приводит издание слова замглавы фракции «Регионов» Михаила Чечетова. «У нас есть проблема с рождаемостью, но продолжительность жизни далека от европейской. Потому заявление о пересмотре пенсионного возраста –пока лишь декларация: когда возникнет проблема, будем ее решать», - парирует нардеп от БЮТ Ольга Боднар.
Так же завуалировано звучит тема «отмены практики параллельных валютных курсов». Хотя совсем несложно догадаться, что если НБУ перейдет к плавающему курсу гривни (а именно это обещано в меморандуме), устанавливающемуся на основе рыночного, то останется только один «параллельный курс» - тот, по которому Нацбанком продается валюта для погашения кредитов и выполнения импортных обязательств. «Присутствие этого пункта выглядит странно, так как именно аукционы для погашения кредитов являются одним из немногих достижений НБУ в последние месяцы, — говорит нардеп-экономист из фракции НУНС Ксения Ляпина. — Их отмена больно ударит по стабильности гривни. Но, впрочем, я думаю, что обещания, связанные с «отпусканием» курса гривни, правительством и НБУ выполняться не будут. Курс будут держать».
Смешно, но даже повышение цены на газ для населения завуалировано как «ежеквартальный пересмотр расценок на газ с целью уменьшения дефицита бюджета «Нафтогаза».
«Реформы предполагают непопулярные шаги. В Литве коммунальные услуги уже стоят 800 литов при средней зарплате в 1,5 тысяч литов, но у нас общество не готово к такому, — говорит Ольга Боднар. — Чтобы спасти коммунальную сферу, необходимы реформы, однако их сначала надо разъяснить».
Прямым текстом в меморандуме записаны только три обещания, касающиеся населения: во-первых, лишат права бесплатного проезда тех, кто, по мнению Кабмина, может платить, во-вторых, сделают так, чтобы в оплате комуслуг можно было пользоваться только одной льготой (то есть чтобы одновременно не использовались, к примеру, «чернобыльская» и ветеранская льготы). Наконец, обещано сократить число «упрощенцев», которые платят единый налог. «МВФ хочет сделать из Украины африканскую страну, в которой весь мелкий бизнес уйдет в тень», — возмущается Ляпина.
«Уже даже для МВФ не секрет, что часть крупного бизнеса использует единый налог для ухода от уплаты налогов, — отвечает ей нардеп от БЮТ Андрей Сенченко. — И наш пакет законопроектов дает возможность отделить настоящий мелкий бизнес от тех, кто фиктивно разбивает крупный бизнес на много мелких».
«МВФ не понимает одного — меморандумы у нас пишутся не для того, чтобы их выполнять», — успокаивает пенсионеров и «упрощенцев» нардеп от НУНС Ксения Ляпина. По ее мнению, весь меморандум — сплошная ложь, но «МВФ хотел дать этот транш и потому хотел быть обманутым. Фонд хочет помочь западным банкам вернуть их деньги, а потому помогает Украине избежать дефолта», — объясняет Ляпина причину такого желания.
В БЮТ, наоборот, настаивают, что Кабмин сделает все для выполнения меморандума. Но при одном условии. «Те, кто заявил о своей поддержке действий Кабмина, необходимых для получения кредита, должны не отказываться от этой поддержки», — говорит нардеп от БЮТ Ольга Боднар. Причем, по ее словам, имеется ввиду не только президент, но и оппозиция, которая «говорит о необходимости борьбы с кризисом».
В последние месяцы практически не было тех, кто сказал бы, что кредит МВФ не нужен. Но кто же выиграет от его получения? Юлия Тимошенко и депутаты из ее фракции говорят, что деньги пойдут частично на рекапитализацию банков, частично — в бюджет, на поддержку реального сектора экономики. Правда, судя по всему, в однозначном выигрыше будут лишь банкиры. Причем не столько наши, сколько западные — за счет кредита МВФ погасят внешние долги наших банков. Средств же на кредитование экономики не будет.
Четким ответом на ожидания реального сектора является записанное в меморандуме обещание власти «удерживать процентную ставку позитивной в реальном выражении». Как объяснила Ксения Ляпина, в переводе на нормальный язык это означает, что учетная ставка НБУ будет выше уровня инфляции. Правда, вместо реальных 20% годовых нынешней инфляции в меморандуме заложено стремление (не обязательство!) удержать ее в рамках 16%, но, по словам Ляпиной, «даже учетная ставка в 17% означает, что на кредитование экономики, не говоря уже о населении, рассчитывать по-прежнему не придется».
«Стратегическая линия любой помощи МВФ — задавить национального производителя, чтобы освободить место на рынке для товаров из западных стран, — объясняет Михаил Чечетов. — Именно поэтому, хотя болезнь и у нас, и у Штатов одинаковая, нам предлагаются методы, противоположные тем, которыми лечит американскую экономику Обама». Обама, напомним, спасает американскую экономику, печатая деньги, которые запускает затем в экономику для сохранения рабочих мест.
Впрочем, по словам Чечетова, половина второго транша действительно должна быть направлена в госбюджет, но при отсутствии нового варианта бюджета будет просто «раздерибанена», в том числе — на предвыборную кампанию. Правда, в меморандуме записана возможность пересмотра бюджета, но лишь «при необходимости».
Однако в БЮТ обвинения Чечетова опровергают. «Кабмин уже неоднократно заявлял о приоритетных направлениях отечественной экономики, которые должны быть профинансированы, — это и размораживание строительства жилья, и генеральная реконструкция дорог, — говорит Ольга Боднар. — Именно на это будут направлены средства МВФ. Главное, чтобы в парламенте поддержали инициативы правительства».
В итоге, посмотрим, что же обещает украинская власть в обмен на получение очередного транша от фонда
1. Введение рыночного курса гривни: валютные интервенции НБУ становятся исключением, что может спровоцировать обвал гривни в случае ухудшения конъюнктуры рынка наших экспортных товаров.
2. Пенсионная реформа: повышение возраста выхода на пенсию и пересмотр специальных пенсий
3. Повышение цены на газ: расценки для населения и предприятий будут пересматриваться ежеквартально
4. Отключение должников: Кабмин обещает «улучшить дисциплину» оплаты населением комунуслуг
5. Сокращение числа льготников: будет пересмотрен список получающих льготы по транспорту и коммунальным услугам
6. Борьба с «упрощенцами»: список категорий, которые работают по «единому налогу», будет сокращен
7. Ограничение дефицита бюджета: он не может превысить 4% (не считая денег на рекапитализацию банков)
8. Учетная ставка НБУ не ниже 16%: кредиты для предприятий и населения дешеветь не будут
9. Реструктуризация долгов: заемщикам-должникам (и людям, и предприятиям) пересмотрят сроки погашения кредитов в сторону увеличения
10. Отмена моратория на досрочное изъятие депозитов: его обещают отменить уже осенью
Данные: Меморандум Кабмина и МВФ об экономической и финансовой политике.