Эмоциональное состояние влияет на активность головного мозга автора, - ученые
Музыка, кинематограф, поэзия и другие формы искусства призваны пробуждать эмоции. В ходе нового исследования ученые из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins School of Medicine), США, определили, что создание различных арт-объектов и их законченный вид также зависят от того, какие эмоции преобладали у автора во время творческого процесса.
Исследователи под руководством доктора Чарльза Лимба (Charles Limb) проанализировали эмоциональное состояние джазовых пианистов и доказали, что самочувствие музыкантов оказывало выраженное влияние на активность отдельных участков головного мозга, ответственных за креативность и творчество.
Авторы исследования отметили, что эмоции и способности к созданию чего-то нового очень тесно связаны, и, по всей видимости, нейронный механизм, лежащий в основе креативности, оказывает значимое воздействие на эмоциональное состояние. Ранее было проведено множество исследований, посвященных изучению активности клеток головного мозга во время творческих заданий, однако ни в одном из них не оценивали эмоциональное состояние музыканта во время джазовых импровизаций. С учетом того, что джаз необычайно вариативен и позволяет музыканту изменять тон, ритм и другие музыкальные характеристики для выражения своих эмоций, особый интерес у ученых вызвала именно эта форма искусства. В ходе данной работы они с помощью магнитно-резонансного сканирования оценивали изменения активности в головном мозгу у музыкантов, исполняющих фортепианные импровизации. В частности, одной из целей исследования было изучение влияния конкретных эмоциональных мотиваций на активность тех участков мозга, которые вовлечены в творческих процесс.
Участниками работы стали 12 профессиональных джазовых пианистов, которых просили исполнить импровизированный музыкальный отрывок и одновременно просматривать три типа изображений, отображающих позитивные (улыбающаяся женщина), негативные (огорченная женщина) и неопределенные (человек с нейтральным выражением лица) эмоции. В это же время ученые оценивали активность в различных участках головного мозга участников.
Проанализировав полученные результаты, авторы исследования пришли к выводу, что попытка музыкально выразить какую-либо эмоцию отражалась в изменении нейронной структуры участников. Эмоциональный замысел напрямую влиял на количество связей между миндалевидным телом (участок головного мозга, ответственный за возникновение эмоций) и островком (область, связанная с сознанием).
Однако повышение или снижение активности отдельных регионов не было однородным и в значительной мере зависело от конкретного эмоционального состояния. Например, при позитивной импровизации отмечено более выраженное снижение активности в области дорсолатеральной префронтальной коры, чем при негативной или неопределенной.
Учитывая то, что этот участок коры головного мозга связан с планированием и контролем поведения, ученые предположили, что снижение его активности было признаком того, что музыкантам было приятно исполнять такую музыку. Менее активна, вне зависимости от количества нот в произведении, при исполнении позитивных импровизаций была и дополнительная моторная область, которая принимает участие в выполнении задач, требующих постоянного контроля, в том числе и ритмичного постукивания. Это может означать, что позитивные импровизации вызывают более глубокие эффекты, чем негативные и неопределенные.
В то же время печальные импровизации сопровождались изменением активности в областях, связанных с чувством поощрения и награды. Вероятно, мотивация для выражения негативных переживаний может следовать и из другого, но все равно приятного импульса.
В целом, любая эмоциональная импровизация приводила к изменению активности в области угловой извилины, предклинья полушарий большого мозга и перисильвиарный зоны. Авторы исследования отметили, что в джазовой импровизации определенные эмоциональные состояния могут стать импульсом для активации отдельных участков мозга. Возможно, стремление создавать произведения искусства вызвано неосознанным желанием стимулировать эти участки. Тогда можно с уверенностью говорить, что искусство — это пища для мозга.