Главные поп-звезды девяностых
6 сентября день рождения отмечает Юрий Шатунов, звезда «Ласкового мая» и главный голос страны на стыке восьмидесятых-девяностых. С феноменального успеха «Мая» началась золотая эпоха российской поп-музыки, в которой нашлось место всем — романтикам, фрикам, плакальщицам и крутым модникам. ELLE — о звездах 90-х.
Юрий Шатунов
Несовершеннолетний кумир миллионов, подросток-богач, — как правило, судьбы таких людей во взрослом возрасте складываются печально. Вспомним того же Маколея Калкина. Однако Шатунов оказался сделан из стали. Уйдя — сам, в расцвете славы! — из «Ласкового мая», Юрий выучился на звукоинженера, не пропал, не запил, не растерял заработанное, но приумножил и крепко стоит на ногах. Хитов, сравнимых со шлягерами поры «Ласкового мая», у него нет, но артист регулярно выпускает альбомы, дает концерты, и в целом все у него отлично. Шатунов давно живет в Германии, обзавелся семьей (которую старается публике не предъявлять), перешагнул через сорокалетний рубеж, но -— удивительно — ни внешне, ни голосом не изменился.
Ласковый май
Успех этой группы — стечение обстоятельств, отличная легенда плюс невероятный авантюризм Андрея Разина. Кто его знает, что было бы с Юрием Шатуновым и другими участниками коллектива, если бы их записи не услышал в поезде администратор группы «Мираж» Разин. Впечатлившись, неугомонный Разин нашел Шатунова и автора песен Сергея Кузнецова, перевез в Москву, где основал Продюсерский центр «Ласковый май». На пути к достижению своих целей он не останавливался ни перед чем — если было нужно, прикидывался племянником Михаила Горбачева. Усилия не заставили долго ждать: по стране поехало сразу несколько «Маев», в день группы давали по несколько концертов, деньги текли рекой — складывать было некуда. У группы даже выходила собственная газета — прецедент в советской поп-музыке. Конвейер работал безотказно: альбомы выходили один за одним, и кто там пел, было уже неважно. А потом в 1992 году все кончилось. 15 лет спустя Разин возродил группу, но это было уже не то. И даже фильм, посвященный «Маю», не помог. Всему свое время.
Кармэн
«Кармэн» начался с музыкальной «халтуры» Сергея Огурцова (позже ставшего Лемохом) и Олега Титоренко (он же Богдан Титомир). Оба дергали за струны и жали на клавиши в коллективе некоего Владимира Мальцева. Этот Владимир Мальцев ни разу не был певцом, зато руководил продюсерским центром «Союз» и иногда, видимо, для души, выходил на сцену как конфераньсе и артист. В интернете можно найти видео, где мужчина средних лет, одетый в желтую рубаху, поет песенку «Париж». Ту самую, которая позже звучала в репертуаре «Кармэн». Ее автором был Лемох, как, впрочем, и всех хитов «экзотик-поп-дуэта», как называли участники «Кармэн» свой проект. Золотое время группы длилось недолго — полтора года, с зимы 1990 по весну 1991-го. Но какое это было время! Парни в широких штанах, косухах, с удивительными для советской молодежи (не берем столичную) стрижками и убойными танцами покорили всю страну. А их альбом «Вокруг света» звучал из каждого утюга, заставляя мечтать о далеких краях.
В апреле 1991 года Титомир ушел, чтобы начать сольную карьеру, Лемох же, перезаписав старые хиты заново, убрав голос экс-напарника, продолжил чес. И выступает до сих пор: последнее видео на канале «Кармэн» на YouTube датировано прошлой осенью. А ведь в мае этого года неутомимому лидеру «Кармэн» стукнуло 50 лет.
Богдан Титомир
Уроженец Одессы Олег Титоренко покорял Москву, делая аранжировки для «Ласкового мая». Потом халтурил (читай выше), играя на бас-гитаре и пританцовывая, и в итоге стал участником «Кармэн». Надолго темпераментного и амбициозного Богдана не хватило и он отправился в свободное плавание. И тут же сделался суперзвездой. Образ расслабленного рэпера, окруженного дорогими тачками и не менее дорогими красавицами, поразил постсоветскую молодежь в самое сердце. «Ерунда» и «Делай как я» звучали на всех дискотеках, и молодые люди учились растопыривать пальцы так же как их кумир.
Но слава Титомира оказалась недолгой. На паре-тройке хитов далеко не уедешь, а новых у Богдана не было. Так что, подарив стране два устойчивых мема — «Делай как я» и «Пипл хавает» — артист сошел с массовых радаров.