Иностранные правители, которые отслужили в армии России. ФОТО
Издавна на русскую службу поступали офицеры со всех концов Европы. Вектор принятия иностранцев в собственную армию задал Петр Первый, хотя заморских добровольцев в России жаловали и до него. Активно продолжала петровскую политику Екатерина II, стремившаяся обеспечивать императорскую армию самыми квалифицированными и эффективными кадрами. Иностранные добровольцы внесли серьезный вклад в становление обороноспособности России, развитие экономики, индустрии. И были среди них не только талантливые военные, но и первые лица иностранных государств, для которых военный опыт в российской армии был делом чести.
1.
Президент Финляндии Карл Густав Маннергейм и его высокие заслуги в царской армии России
Известный военно-политический деятель Финляндии Карл Маннергейм известен своей антироссийской позицией в период советско-финской войны. Но был в его биографии и совершенно противоположный опыт. Его предшественники из поколения в поколение являлись сторонниками прорусской политики и так или иначе связывали свою деятельность с Россией.
Карл избрал путь профессионального военного, закончив с отличием Петербургское Николаевское кавалерийское училище. С 1891-го Маннергейм проходил военную школу в рядах Кавалергардского полка, а в 1897-м его перевели в конюшенную часть придворного полка. Ему назначили 300-рублевый оклад и выделили казенные квартиры в Санкт-Петербурге и Царском Селе. В начале 1902-го по протекции генерала Брусилова Маннергейм перевелся в кавалерийскую офицерскую школу, а спустя еще год его зачислили в Петербургское офицерское кавалерийское училище. Так легендарный финский фельдмаршал и стал командиром образцового эскадрона.
Далее последовали успехи на Дальнем Востоке в ходе русско-японской войны и разведработа в Маньчжурии. В феврале после столкновения с японским эскадроном Маннергейм чудом остался жив благодаря помощи своего жеребца. По возвращении в Санкт-Петербург Карлу Густаву доверяют должность командира базировавшейся в Варшаве Отдельной гвардейской кавалерийской бригады, где он и встретил Первую мировую. В 1914-м он отметился в обороне польского Красника, обратив в бегство значительные вражеские силы и взяв в плен более 250 австрийцев. Следующим успешным шагом стала операция по прорыву из плотного окружения под деревней Грабука. Свои ориентиры Маннергейм сменил с приходом большевиков, когда после ареста офицеров из его части он покинул русскую армию и вернулся в уже независимую Финляндию.
2.
Сербские королевичи Карагеоргиевичи, получавшие военный опыт в России
Наследники Косовского завета Карагеоргиевичи правили Сербией с 19 века. Старший сын основателя княжеского рода Карагеоргия служил поручиком в русской гвардии. Дело отца продолжил и Георгий Карагеоргиевич, получив опыт службы в Преображенском полку русской армии. Военному делу в России учился и князь Александр, младший сын Карагеоргия. После возвращения в 1839-м в Сербию его направили в Главный штаб сербской армии. И, к слову, образование регулярной сербской армии опиралось на российский военный опыт, полученный во время прохождения службы.
3.
Генерал русской службы и участник Наполеоновских войн Леопольд I, ставший королем Бельгии
Главный триумф Леопольда Сакс-Кобург-Готского пришел к нему вместе с вверенным бельгийским престолом. Но до этого момента будущий король прошел непростой путь военного становления в рядах русской армии, куда он попал благодаря семейным связям. Леопольд являлся братом супруги российского наследника князя Константина Павловича. С девятилетнего возраста будущий бельгийский правитель состоял в рядах Лейб-Гвардии Измайловского полка, в котором к 1803 году сделался генерал-майором. При этом родного Кобурга Леопольд не покидал. Но впереди его ждало участие в гремевшей общеевропейской войне после восхождения на трон Наполеона.
В 1805-м Леопольд в императорской свите стоит под Аустерлицем, а в 1807-м принимает участие в тяжелой битве под Фридландом. Позже в чине бригадного командира он отличился в сражениях под Лейпцигом, Кульмом, Фер-Шампенуазом, встретив финал войны уже генерал-лейтенантом и командиром дивизии. А в июле 1831-го генерал русской армии Леопольд Сакс-Кобург-Готский в королевской короне приносит присягу народу Бельгии.
4.
Грузинские царевичи в военных кампаниях Российской империи
Из-за непростой политической ситуации в начале 18 века в Картли грузинский царь Вахтанг VI выехал в сопровождении многочисленной свиты в Россию. Правительство Российской империи определило всем членам царского окружения достойное содержание, благодаря чему большинство приехавших имели возможность служить в здешней армии. Среди осевших грузин оказались царевичи Афанасий и Георгий Багратионы – младший брат царя Вахтанга и сын монарха. Уже с 1720 года грузинские царевичи принимали самое активное участие в множестве военных кампаний. Афанасий дослужился до генерал-аншефа, а в 1761-м был назначен московским комендантом. Этот же чин был в итоге присвоен и его племяннику Георгию, отличившемуся в русско-шведской войне.
5.
Как Наполеон чуть не стал русским прапорщиком
К концу XVIII века русская армия могла пополниться весьма перспективным офицером, который в будущем стал одним из величайших мировых полководцев. Когда молодой лейтенант-корсиканец подал прошение о зачислении в императорскую армию России, никто и не предполагал, что через 15 лет он пойдет на Россию с войной.
В августе 1787 года очередная русско-турецкая война обещала затянуться. Русские подразделения на границе были малочисленными и неготовыми к наступательной операции, турецкая армия также не отличалась достаточной подготовкой и мощным вооружением. Россия пользовалась уже отработанной стратегией набора иностранных специалистов – европейских военных офицеров. Этот вектор был задан Петром Первым, но максимальное число иностранцев состояли на русской службе в конце 18 века. При Екатерине II в сухопутных войсках и на флоте служили немцы, французы, испанцы, англичане.
В 1788-м императрица поручила генералу Заборовскому организовать новый набор иностранцев на государеву службу для участия в русско-турецких кампаниях. Причем упор делался на южноевропейских офицеров воинственных албанских, греческих и корсиканских добровольцев, имеющих опыт столкновений с османцами.
Корсиканский дворянин Наполеоне Буонапарте, окончивший Парижскую военную школу, вознамерился идти по военному пути. Его мать рано осталась вдовой и жила крайне бедно, из-за чего отправлявший ей свое жалованье Наполеон существовал буквально впроголодь. Такое положение и толкнуло честолюбивого лейтенанта-артиллериста подать прошение о службе в русской императорской армии. Участие в русско-турецких сражениях иностранцам достойно оплачивалось, поэтому Наполеон планировал хорошо разжиться. Но незадолго до этого русское правительство постановило занижать воинское звание поступающих на службу иностранных офицеров. Такая картина не устраивала амбициозного француза, и он даже пытался повлиять на ситуацию при личной встрече с Заборовским, отвечающим за добровольцев. Но навстречу неизвестному французу никто идти не стал, и на этом попытки стать русским офицером Наполеон Бонапарт завершил.
Источник: https://kulturologia.ru