Валютная паника: что происходит с долларом?

20.04.2014 в 16:42

Валютная истерия — иначе это не назовешь. В последние месяцы никто не сидит сложа руки: владельцы доллара пытаются подгадать момент и выгодно загнать имеющийся бакс, а все те, кто им не обладают — прикупить американской валюты.

Всегда с одной формулировкой — «пока не поздно». Каких только не слышала историй: один знакомый радовался как ребенок, когда неделю назад продал $10 тыс., купленные по 9 грн./$ за 11,3 грн./$ — все-таки заработал $2,3 тыс. (к слову, $1 тыс. на радостях прогулял с друзьями). Другой переживал из-за того, что не выдержал и в марте сбросил валюту по 11 грн./$: решил, что будет такой же курсовой откат, как в конце февраля. Доносились и просто криминальные рассказы о купленных по выгодному курсу на Лесном рынке фальшивых долларах, которые теперь некому сбыть. Человека вроде жаль — слезы по пятистам баксам льет — но тут же интересуется, кому бы их всучить, а то в банк идти боязно. Вдруг фальшивку распознают и милицию вызовут.

Послушав всех, понимаю, что жалеть можно лишь одну категорию — валютных заемщиков. В первую очередь, ипотечных. Устав носиться по съемным квартирам, люди польстились в 2005-2007 гг. на двадцати и тридцатилетние займы под 10-12% годовых (вместо 20-25% в гривне, которые просто не по карману), а теперь с трудом «наскребают» центы от одного кредитного платежа к другому. Ведь платят уже не по 5 грн./$, и даже не по 8 грн./$. У них одна надежда — на чиновников, которые еще в марте заговорили о спецаукционах (продажах заемщикам доллара по льготному курсу), и тянут с ними до сих пор. К слову, медлительные нацбанковцы играют на нервах не только новоселов, но и самих банкиров. По кредитам платят все хуже — у людей просто нет денег. Рост же неплатежей — это новые убытки для банков, а финансисты не понаслышке знают, что за этим следует: урезание зарплат, сокращения кадров, а в самом крайнем случае — временная администрация и увольнения.

Для себя на валютный вопрос — покупать доллар или нет? — нашла один ответ — «поздно». Слишком уж большую разницу между покупкой и продажей держат банки, и сокращаться она будет нескоро. Финансисты сами не уверены в дальнейшей судьбе нацвалюты, и стараются перестраховаться: потому и пытаются выкупать у людей валюту подешевле, а продавать подороже. Банкиры оказались неготовыми почти ко всему. А главное, к тому, что курс гривны отпустят (даже при сохранении ряда административных ограничений), а Нацбанк самоустраниться с межбанка после многолетнего затягивания «валютного поводка»: нужно жить спросом, предложениям и… новостями. А из всех новостей всем нужна только одна — дадут стране кредитов или нет: МВФ, США, Евросоюз и те же японцы, которые недавно об украинских вливаниях обмолвились? Спрашиваешь у тех же банкиров: «какая вам разница — дадут или не дадут? Ведь сказано, чтобы больше на поддержку курса гривны их тратить не будут (только на выплату долгов, на что и нынешних резервов хватит)?» Отвечают — «нужна точка опоры, запас на черный день». В этом проблема — в полной непредсказуемости. Никто не берется прогнозировать, будет восстанавливаться украинское производство, станут ли предприятия платить налоги, начнут ли власти вкладывать собранные налоги в дальнейшее развитие или снова «проедим»? А главное, — выльется ли все это в рост покупательской способности населения, наращивание производств, появление новых рабочих мест, то есть рост экономики? Непонятно.

Пока же ясно только одно — нельзя потерять то, что есть. Потому и конвертируют все в пресловутый доллар, боясь упустить лучший курс. Хотя, думаю, что время покупателей уже прошло. Сейчас за баксом бегают лишь те, кто верит в затяжной рост свыше 12 грн./$ и выше (разница между курсом покупки и продажи достигла 50 копеек, а иногда превышает даже их). Я — не верю. На моменте — может быть, но так чтобы в долгую — вряд ли. Импорт находится на грани: закупки зарубежных товаров сокращаются в разы просто из-за того, что украинцы отказываются приобретать их по баснословным ценам (напомню — у людей нет денег). Доказательства можно найти в сводке безналичных торгов. Средний дневной объем торгов на межбанке на прошлой неделе рухнул до $500-600, а вчера и вовсе до $270 млн. (против $1-1,2 млрд. в апреле 2013 г.). Скоро должны сдать нервы и экспортеров. Чем дольше у них не будут покупать доллар по 11,7-11,8 грн./$, тем скорее откатятся котировки.

Если этого не произойдет, то последствия ударят по всем. Ведь сейчас дело не в том, что кто-то из-за высокого курса доллара откажется от покупки мобилки или ноут-бука. С этим, конечно, можно и повременить, но есть и такое понятие, как критический импорт, и самое главное — топливо. Расценки на бензин прибавили несколько гривен, и вплотную приблизились к 15 грн./л. Их дальнейший рост будет бить по всем ценам без исключения, в том числе и по отечественным товарам. Ведь все доставляется от производителей в торговые точки на автотранспорте.

Вряд ли курсовой откат на межбанке произойдет за день-два, и точно не на этой неделе. По мере обострения политического противостояния, банки-продавцы будут стараться поднять межбанк к 12 грн./$, а может и выше. Но если импортеры себя правильно поведут, то даже в такой ситуации к концу этой неделе откатимся к уровню 11,5-11,7 грн./$ (нужно потянуть с покупкой валюты, насколько это возможно). На нем есть шансы простоять до совета директоров МВФ по Украине — до середины апреля. А вот как только Фонд выделит нам первый транш кредита (неважно, когда это произойдет — в начале мае, как ждет премьер или после выборов, как полагают скептики) многое будет зависеть от Нацбанка. Если он быстро сориентируется в переломный момент, то курс может откатываться сразу по 10-15 копеек в сутки — сначала с фиксацией на 11 грн./$, а затем и закреплением на 10,5-10,8 грн./$. Конечно, выйти с продажей доллара на межбанк центробанк не сможет — это не понравится МВФ. Но вовремя повлиять на спекулянтов, которые на фоне заявлений Фонда о «плодотворном сотрудничестве с Украиной и планах в короткие сроки выделять кредитные средства» продолжат играть на дорогой доллар, уж точно в силах центробанка.

Как это делается, не успели забыть ни нынешние руководители банков, ни вышедший из их рядов нынешний председатель НБУ Степан Кубив. Когда в 1998 г. председатель Нацбанка Виктор Ющенко не дал упасть курсу гривны ниже 5 грн./$, у финансистов даже родилось крылатое выражение. «Для стабилизации гривны достаточно золотовалютных резервов в $700 млн. (размер валютного запаса Нацбанка на тот момент) и отборного мата». Поговаривают, что именно при его помощи руководитель НБУ тогда убеждал одних банкиров покупать на межбанке не больше, чем нужно, а других — продавать доллар, а не придерживать его. Вот так посмотришь на нынешнюю ситуацию, и на «рыночный курс» гривны, и подумаешь, можно и правда пора задействовать словарные запасы, если не хватает валютных. Никаких лимитов нет, да и перед МВФ не придется оправдываться. Если все правильно отрегулировать, то после президентских выборов, можно войти в коридор 10-10,5 грн./$.

Источник: u-news.org.ua

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив