В Киргизии митингующие взяли в заложники губернатора области
Окончание туристического сезона на Иссык-Куле ознаменовалось началом осенней митинговой поры на побережье. Сразу в двух городах области местное население устроило акции протеста, направленные на расшатывание политической ситуации в стране. И оба связаны с золотодобывающим предприятием «Кумтор». На протяжении трех летних месяцев население держало себя в руках, понимая, что от спокойствия обстановки в области зависит их заработок, на который они вынуждены будут жить весь оставшийся год. Туристы уехали, а иссык-кульцы вооружились палками, камнями, бутылками с зажигательной смесью и прочими «атрибутами демократии» и отправились в областной центр – Каракол – требовать отставки правительства и пересмотра соглашения между правительством Кыргызской Республики и канадскими инвесторами из Centerra Gold относительно золотого рудника Кумтор. Сумели местные активисты организовать народ и в Балычки, где расположена одна из баз предприятия, однако массовости им добиться не удалось, в итоге все силы организаторы митингов на Иссык-Куле переключили именно на Каракол.
В этот город стянулись несколько сотен жителей села Саруу и прочих представителей Джеты-Огузского района. С самого утра население было настроено негативно, можно даже сказать агрессивно, хотя сами протестующие уверяли, что идут в город с миром. Они обещали, что проведут переговоры с губернатором области, который обязан будет выслушать их требования, и разойдутся по домам. На деле же вышло немного иначе. К месту событий активисты подтянули не только так называемый ОБОН («Отряд баб особого назначения»), но и конников. Примечательно, что оружием первых является их скандальный характер и острый язык. Вторые же решили на всякий случай взять с собой «коктейли Молотова». Мирное собрание в итоге, как и ожидалось, переросло в агрессивное противостояние толпы и милиции.
Первыми шаг к усугублению ситуации сделали сами иссык-кульцы. Вместо того чтобы обстоятельно поговорить с губернатором области (полпредом премьер-министра на Иссык-Куле) Эмильбеком Каптагаевым, митингующие попытались его задушить его же галстуком. Оттеснив его от обладминистрации, губернатору попытались порвать рубашку. Под раздачу попала и охрана полпреда, которой посрывали с плеч погоны. Дальше – больше: местные жители отказались идти на компромисс с властью и взяли Каптагаева в заложники, поставив условие: официальный Бишкек должен в течение 30 часов пересмотреть договор с Канадой относительно Кумтора. Сам Эмильбек Саламтович, впрочем, в интервью журналистам заявил, что никто его в заложники не брал, мол, он добровольно сел в машину к лидерам митингующих, чтобы вместе дожидаться ответной реакции Бишкека. Протестующие же уверяют: Каптагаев пленен и ожидает реакции центра. А автомобиль, в котором он находится, забаррикадирован канистрами с бензином, который в любой момент может полыхнуть.
Напомним, что правительство договорилось с канадскими инвесторами о создании совместного предприятия, прибыль от деятельности которого делилась бы поровну, хотя ранее республике доставалось и того меньше. Однако и равноценный контракт с Канадой вызвал волну негодования у кыргызстанцев. Последние замахнулись на 70 процентов от прибыли золотодобывающего предприятия.
К слову, официальный Бишкек пока особо не спешит вмешиваться в ситуацию в Иссык-Кульской области. Парламент отказывается собирать экстренное заседание, чтобы обсудить проект соглашения с Centerra Gold, правительство также молчит. Даже лидер коалиционного парламентского большинства, генерал Феликс Кулов, отказывается реагировать на происходящее и созывать совет лидеров провластных фракций.
Говорить о том, что ситуация близка к развязке, не приходится. Опыт показывает, что подобные акции протеста могут растянуться на несколько дней. Впрочем, не намерены покидать площадь у здания областной администрации и сами протестующие. Они обещают ожидать развязки ситуации круглосуточно. Однако ставить юрты, в которых можно было бы переночевать, пока отказываются. Отметим, что милиция области перешла на усиленный вариант несения службы и готова к провокациям со стороны местного населения. В Каракол стянуты силы спецназа.