Упоительные трели Владимира Путина

24.09.2013 в 11:27

У гражданской войны в Сирии есть настораживающая способность своим значением выходить за пределы одного государства. Применение химического оружия создаст опасный прецедент где угодно. Способ, с помощью которого мировое сообщество решает эту проблему, в свою очередь перекраивает карту международного влияния и распределения власти. При этом последние события больше всего выгодны президенту России Владимиру Путину.

Сегодняшняя Россия при нормальных обстоятельствах — лишь отблеск былой славы (вернее, власти). И хотя она — прямая наследница угасшего Советского Союза, оей не сравниться со своим предшественником по степени влияния. Легитимность действующего президента России по большей части уже 13 лет основывается именно на обещании вернуть стране то положение, которое она потеряла и которое ей, как там считают, принадлежит по праву.

Владимир Путин находится в незавидном положении лидера, который постоянно вынужден делать вид, что он обладает большей властью, чем на самом деле. И Запад в последнее время ему в этом помогает. Британский премьер был вынужден подчиниться общественному мнению, отказавшись от нападения на Сирию. Американский президент вплотную подошел к подобному поражению, но его госсекретарь, наконец, предложил России и сирийскому режиму путь к дипломатическому решению, которым русские мастерски воспользовались. В Соединенных Штатах сегодня широко распространено представление, что Путин и его министр иностранных дел сумели обыграть американских коллег. Но это однобокая оценка. Владимир Путин тянет за короткий конец каната, и пока он выигрывает только потому, что Запад и его общественное мнение чем дальше, тем больше добровольно переходят на сторону путинского видения мира.

Стабильный проигрыш

Свой «триумф» Путин завершил через несколько дней после удивительного переворота событий с помощью статьи в газете The New York Times. Он предстал в роли мудрого умеренного государственного лидера, главная задача которого — стабильность в мире. «Мы не защищаем сирийский режим, мы защищаем соблюдение международного права», — объяснил Путин и описал, какие осложнения (например в вопросе ядерной программы Ирана) грозят американцам, если они примут решение в пользу одностороннего вмешательства против Асада. Международное право, по мнению Путина, заключается в жестком соблюдении резолюций Совета безопасности ООН. Вне этого органа военное вмешательство возможно лишь в случае самообороны. И ничто так не опасно для мирового сообщества, как убежденность Соединенных Штатов в том, что они являются исключительным государством, которое вправе иногда игнорировать послевоенный регламент.

Допустим, российский президент прошел некий этап развития и после российской агрессии против Грузии в 2008 году пересмотрел свои взгляды на международное право. И признаем, что с общественным мнением Путин действительно умеет обращаться. Монолог, который он, минуя президента США, адресовал прямо его избирателям, очень хорошо подогревает те настроения, которые и без того господствуют на Западе. Из слабого на международной арене Владимира Путина эти убеждения делают полноценного оппонента демократически избранных лидеров.

Путин для своих западных читателей создает иллюзию такого международного устройства, где ответственность лежит на далекой международной организации. Если ее участники не договорятся, ничего сделать нельзя. И в рамках высшего интереса «стабильности» это и не нужно. В то же время мир, согласно Путину, это планета независимых государств, во внутренние дела которых (если они не выходят за рамки границ) никто не имеет права вмешиваться. Именно такой взгляд на мировой порядок и устройство устраивает авторитарных правителей, тиранов и диктаторов, к которым, в конце концов, принадлежит и сам Владимир Путин.

Собственный гол

Впихивать доминирующие Соединенные Штаты и их союзников в смирительную рубашку нефункционирующего Совета безопасности — это единственная тактика, которой может воспользоваться Россия. По мысли Путина, для достижения успеха нужно, чтобы общественность в США и на Западе сама поверила, что Соединенные Штаты в силу своего демократического устройства, ценностей и власти не являются исключительной страной и что демократические государства с авторитарными правителями и тиранами должны вести переговоры на равных, или же просто заботится о себе самостоятельно. Но это была бы большая ошибка.

Мир — это не просто коллекция независимых государств, это еще и система ценностей и интересов, которые касаются человечества как единого целого. Кто-то должен добиваться запрета на использование оружия массового поражения, бороться с геноцидом и охранять безопасность торговых путей, хотя часто сделать это не удается. Этот часто незаметный груз, плату за нормальное функционирование планеты, на своих плечах в значительной степени несут именно Соединенные Штаты при некоторой помощи союзников. Российскому президенту, конечно, никто не мешает в рамках его сильно ограниченных возможностей также принять участие в этом процессе. Строгое наказание за убийство невинных людей зарином было бы хорошим началом.

ИноСМИ

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив