Уникальный индустриальный объект, не имеющий аналогов в мире. ФОТО
Башни Лауххаммера являются уникальным индустриальным объектом, не имеющим аналогов в мире. На сегодняшний день башни — это все, что осталось от огромного коксохимического завода, который в прошлом был градообразующим предприятием небольшого городка Лауххаммер, что на юге Бранденбурга.
С 2008 года башни стали музейным объектом и посетить это уникальное сооружение может каждый. Правда, место это совершенно неизвестное даже в пределах Германии, и туристы в эти края не заезжают. Мы были единственными посетителями башень за то время, что мы тут провели а возможно и за весь день.
24 башни, объединенные в шесть блоков, смотрятся фантастически и напоминают средневековый замок из параллельной реальности. Очень впечатляющее место, которое не оставит равнодушными любителей индустриальной культуры а также людей, обладающих воображением и любящих необычные места.
Башни Лауххаммера являются доминантами в этих краях и видны издалека. Проехать мимо них и не заинтересоваться столь странными сооружениями невозможно.
Объект действительно не похож ни на что, из виденного мною ранее. Ближайшее, что приходит на ум — это башни средневековой крепости. Не случайно эти башни называют «Кастель-дель-Монте Лужицы» за сходство с известным итальянским замком.
Особенно странно подобный объект смотрится одиноко стоящим посреди чистого поля, чем-то напоминая культовое сооружения исчезнувшей цивилизации.
В общем фантазии тут есть где разгуляться.
При переоборудовании башен в туристический объект, на одной из них соорудили стеклянную обзорную площадку.
Подойдя поближе, можно заметить, что в башнях есть окна, а значит и внутренние помещения. На момент посещения башен, я понятия не имел для чего они предназначались и какое внутреннее устройство они имели. Просто увидел пару снимков в интернете, и они меня настолько впечатлили, что я включил это место в программу очередного тура по восточной Германии.
Посещение башен (точней одной из них) возможно лишь с экскурсоводом. Приобретаем билеты за символическую цену и отправляемся на персональную экскурсию по объекту, так как других посетителей тут не было. Турист в этих краях — редкий гость.
Башни Лауххаммера являются ни чем иным, как очистными сооружениями для очистки использованной в производстве кокса воды от ядовитых примесей фенола. Так эти башни выглядели в окружении заводских корпусов огромного коксохима.
Строительство коксохимического завода на юге Бранденбурга началось в 1951 году на руинах химической фабрики Третьего рейха. В 1957 году строительство завода было завершено. На заводе к этому моменту было построено 24 печи для производства кокса и в 1960-х годах завод становится крупнейшим в ГДР производителем кокса а также коксового газа.
В 1958—1959 году на территории завода сооружается комплекс очистительных сооружений в виде 24-х башен для очистки воды от фенола биологическим путем при помощи бактерий. Этот комплекс стал первым подобным сооружением в Европе.
После объединения Германии эра угля подходит к своему завершению, и предприятия угольного региона Лужица начинают один за другим сносить. Не стал исключением и коксохимический завод Лауххаммера, остановивший свое производство в 1991 году.
В течении 1990-х и начале 2000-х огромный завод, чьи цеха тянулись на многие километры был снесен подчистую, теперь бывшая промзона выглядит так.
Уникальные очистные сооружения коксохима использовались по назначению вплоть до 2002 года, после чего их должна была постичь та же участь, что и завод, к которому они принадлежали — снос.
Спас башни от сноса какой-то художник, который, проезжая через этот край, увидел башни и так впечатлился их эстетикой, что загорелся мыслью создать на их основе арт-объект. В итоге идея арт-объекта так и не была реализована по причине отсутствия финансов, но внимание к башням было привлечено и их занесли в список охраняемых индустриальных памятников. А в 2006 году на средства Европейского фонда регионального развития началась санация объекта и в 2008 году тут открылся музей.
Принцип работы башень показан на следующих схемах, которые я сфотографировал на инфостенде рядом с объектом. Как видно на схеме очистка фенольной воды происходила в три этапа. На первом этапе грязная вода при помощи насоса закачивается на вершину башни и там распределяется по четырем биологическим фильтрам, каждый из которых имеет форму отдельной башни. Так выглядит башенный биологический фильтр в разрезе. Внутри он заполнен измельченным шлаковым камнем.
Вблизи башни впечатляют еще больше, чем с расстояния.
Потрясающе эстетичный объект, по виду которого не скажешь, что он построен в 1950-е.
Мощь!
Наша экскурсия продолжается, и мы заходим внутрь одной из башен. Геометрия интерьеров башни не менее эффектна, чем ее внешний вид.
В самом центре проходит труба, по которой загрязненная вода транспортировалась на вершину башни. Лифта в башне нет, так что подниматься на 22-метровую высоту придется пешком.
Ощущения, будто попал в компьютерную игру Half-Life.
Первым пунктом в программе следует посещение стеклянной обзорной площадки.
Экскурсию нам проводил бывший работник коксохимического комбината Лауххаммера, теперь уже пенсионер, водящий экскурсии по тому, что осталось от предприятия, где он проработал всю жизнь. Во время экскурсии я его спросил, не жалеет ли он об объединении Германии и хотел ли бы он, чтобы ГДР и дальше существовала. Ведь при ГДР тут был завод, была работа, кипела жизнь, а теперь тут лишь поля до горизонта и самый высокий уровень безработицы в регионе? Его ответ меня удивил:
«Нет, конечно! Да в 1990-е было сделано много ошибок, многие вещи можно было бы иначе организовать, не так бездумно, как это произошло. Но сейчас многое меняется к лучшему и жизнь снова возвращается в эти края.»
Лестница заканчивается площадкой, расположенной под самой крышей объекта.
Во время санирования этой башни и перестройки ее в туристический объект был сооружен выход на крышу, который обустроили в одном из четырех башенных фильтров.
На крышу ведет шикарная стимпанковская винтовая лестница.
Слой шлакового камня пророс папоротниками. Активный ил — благодатная почва для растений.
Теперь на месте индустриального ландшафта с заводскими корпусами, переплетениями труб и металлоконструкций расположено поле с солнечными панелями. На смену угольной энергетики ХIХ — первой половины ХХ века пришла энергетика ХХI века.
Рассмотрим устройство верхней части башни детальней. Как видно на снимках, конструкция башни предельно проста. Загрязненная вода по центральной трубе транспортировалась на вершину, где она распределялась на четыре потока, каждый из которых направлялся в отдельный башенный фильтр.
Декорации напоминают компьютерную игру, где для того, чтоб пройти дальше нужно забраться на вершину башни и покрутить один из вентилей.
Это ощущение усиливается тем, что башни окружены с одной стороны лесом, с другой полями и смотрятся среди такого пейзажа чужеродно и слегка иррационально. Как будто их сюда влепил дизайнер игрового уровня для антуража.
Еще парочка снимков с вершины башни, и мы спускаемся обратно вниз.
Удивительно, насколько тщательно немцы демонтировали огромное промышленное предприятие. Сколько же денег стоил такой демонтаж, а главное — зачем? С таким же упорством немцы продолжают сносить остальное ГДР-овское наследие, которому не нашлось применения после объединения Германии, в частности, военные объекты ГСВГ и NVA.
Информационный щит, сообщающий, что тут идет рекультивация загрязненной отходами земли. Использовать такую землю в сельскохозяйственных нуждах нельзя, строить тут жилье тоже нельзя. Единственное применение этой земле — размещение на территории солнечных панелей или ветряков. А рекультивация — процесс долгий и дорогой и может длится десятилетиями.
На этом наша непродолжительная экскурсия подошла к завершению. По пути вниз делаю парочку снимков.
Только сейчас заметил, что кабинок, оказывается, было две.
Если бы башни были соединены кирпичной стеной, их легко можно было бы принять за средневековую крепость.
Бонусом к экскурсии прилагается посещение экспозиции, посвященной угольному прошлому региона. Тут собраны различные элементы и детали индустриального оборудования и машин.
Советский трактор Т-100, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом с 1963 по 1983 годы.
Паровой пресс для производства угольных брикетов 1918 года выпуска.
Пожалуй, самый интересный объект экспозиции — многоковшовый экскаватор в связке и индустриальным локомотивом.
ГДР-овский промышленный электровоз LEW EL 2. Локомотив экспортировался в страны соцлагеря, в Китай и также в СССР, куда было поставлено в период с 1957 по 1970 годы 245 таких машин.
Завершу рассказ фотографией локомотива на фоне башен Лауххаммера.