Таджики год шантажировали Кремль и получили все, что хотели
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон направил для ратификации в парламент соглашение с РФ статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории республики. Москва «торговалась» с Душанбе больше года. Базовые договоренности были достигнуты между Путиным и Рахмоном в октябре 2012 года, но таджикская сторона несколько раз откладывала ратификацию соглашений, выдвигая новые условия. Все они были приняты Москвой. Больше того, договор предполагает возможность одностороннего расторжения.
Соглашение, которое президент России Владимир Путин и Эмомали Рахмон подписали 5 октября 2012 года, продлевает срок пребывания военной базы в Таджикистане с 2014 до 2042 года.
Новый договор определяет статус личного состава российской базы, членов семей военнослужащих и гражданского персонала, юрисдикции базы, взаимодействия и применения ее сил, сообщает ИТАР-ТАСС.
Таджикистан поначалу предлагал аренду лишь на 10 лет. Взамен Москве было выдвинуто больше 20 требований «которые постоянно изменяются и в большинстве своем для РФ неприемлемы» – жаловался в прошлом году начальник Генштаба РФ Николай Макаров.
Когда российский президент намекнул таджикскому: «не стоит забывать, что именно 201-я военная база является гарантом стабильности президента Рахмона», – переговоры сдвинулись с мертвой точки.
Уже после подписания межпрезидентского соглашения дальнейшие переговоры о продлении аренды Москвой военных баз длились около года, причем в Душанбе в каждом раунде выдвигали новые условия. В их число входили послабления миграционной политики РФ в отношении таджиков, перевооружение местной армии за счет РФ ценой от 200 миллионов до миллиарда долларов, участие в энергетических проектах Душанбе и списание многомиллионных долгов за эксплуатацию построенных опять таки Россией энергообъектов. Почти все эти условия были приняты: у Москвы не было выбора в сложившейся внешнеполитической ситуации. Стимулом к уступкам Таджикистану был скорый вывод войск ISAF из Афганистана. По замыслу американцев, воинский контингент должен быть выведен из страны, но Афганистан следует контролировать через систему военных баз в сопредельных государствах, в том числе и Таджикистане. За счет «американского фактора» Душанбе удалось добиться от Москвы многих уступок по вопросу о военном присутствии РФ в регионе.
Сама процедура ратификации в РФ не обошлась без досадных и позорных для российской стороны инцидентов. Российским политикам пришлось подписывать документ, составленный в Душанбе с орфографическими ошибками.
Между тем, роль Таджикистана в развитии экономики России и всего постсоветского пространства иллюстрирует недавний скандал. Утром в понедельник правоохранители задержали сына посла Таджикистана в Белоруссии Коимдода Коимдодова с женой. В багаже сына дипломата таможенники нашли два с половиной килограмма героина. Высокопоставленные наркоторговцы планировали вылететь в Минск через Москву. Коимдод Коимдодов проживает в Минске и работает референтом Экономического суда Белоруссии. Его отцом является бывший вице-премьер Таджикистана Козидавлат Коимдодов, который с 2009 года занимает должность посла в Бедоруссии. Отметим, что в мае этого года, пока шли переговоры Москвы и Душанбе о поставках нефтепродуктов, таджики попытались шантажировать Кремль, запустив новость о том, что личный состав 201-й военной базы заниматеся наркоторговлей. Информация была опровергнута Минобороны РФ, местные журналисты принесли извинения.