Пик "Перестройки", 1989 г. Фото в цвете
1989 год для СССР - это пик "Перестройки", время грандиозных перемен, когда события на глазах начинали выходить из-под контроля руководства КПСС и приобретать свою собственную логику. Уже в следующем, 1990-м году страна откровенно пойдёт в разнос, но в 1989-м в Москве ещё рассуждали "демократическом социализме", "социалистическом правовому государстве" и "плюрализме мнений".
Давайте посмотрим осколки этого калейдоскопа 25-летней давности.
15 февраля 1989 года последние советские воины покинули Афганистан:
На волне бурных общественных дискуссий в рамках политики "гласности" к весне 1989 года в советской компартии впервые с конца 1920-х стала формироваться оппозиция. Её сторонники требовали от Горбачёва более радикальных демократических реформ. Неофициальным лидером "демократического крыла" КПСС стал опальный партаппаратчик Борис Ельцин, который прославился показной "борьбой с привилегиями" во время руководства московским горкомом.
Эту фотосессию для иностранных журналистов в феврале 1989-го он устроил в своём кабинете председателя Госстроя СССР:
25 мая 1989 года в Москве открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР:
В число его делегатов попало несколько сот так наз. "демократов", т.е. представителей оппозиции, хотя "агрессивно-послушное большинство", как тогда говорили, сформировали сторонники действующего руководства КПСС.
Половина страны бросила работу и проводила целые дни напролёт слушая трансляции заседаний Съезда, где зажигались новые звёзды трибунных ораторов. У привыкшего за десятилетия к официальному единомыслию населения голова шла кругом от обличительных речей, разоблачений, обвинений и призывов "реформировать всё сверху донизу".
Гвоздём программы были выступления главного диссидента страны - академика Сахарова:
Для опального Ельцина избрание делегатом съезда стало началом стремительной политической карьеры могильщика СССР.
Борис Ельцин — народный депутат, 1989 год:
Но дискуссии из сессионных залов ещё не выплеснулись на улицы в виде миллионных оппозиционных митингов и демонстраций, которые Москва увидит уже в феврале 1990-го.
В 1989-м люди по заведённой поколениями привычке ходили по разнарядке предприятиями и учреждениями на советские праздники, с плакатами в поддержку "курса партии на обновление" и портретами Ленина.
Первомайское шествие в Москве 1989-го:
Совершенно традиционная для СССР атрибутика оформления Красной площади в 1989-м не предвещала скорого краха системы:
Разве что лозунг "полновластие советам" выдавал какие-то новые веяния в официальной идеологии:
Типичная триада официальных лозунгов 1989 года в Москве:
А на старом Арбате уже бурлил один из первых в СССР "гайд-парков":
Официальная перестроечная пропаганда была построена на критике периода "застоя" и в 1989-м уже было позволено откровенно насмехаться над бывшим генсеком:
Тем временем в Прибалтике уже собирались массовые митинги под старыми знамёнами довоенных буржуазных республик, на которых вовсю требовали выхода из состава СССР. Митинг в Таллине, 1989:
Не менее тревожная для руководства СССР ситуация складывалась в Закавказье, где уже фактически вспыхнул первый пост-советский вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.