Прощай, Андрей Аршавин, падший футбольный бог
Что ж, прощай, Андрей Аршавин. Его можно отнести скорее не к тем, кто ушел, а кто просто бесконечно ошивался в запасе, никак себя не проявляя на протяжении трех сезонов.
На той неделе, когда самый яркий из несостоявшихся славянских гениев Премьер-лиги окончательно покинул «Арсенал», я невольно вспомнил, как один раз столкнулся лицом к лицу с Арсеном Венгером (Arsène Wenger) за пределами зала для пресс-конференций. На Евро 2008 я был в Инсбруке. Это было практически день в день пять лет тому назад. Я умудрился потеряться в паутине коридоров, соединяющих стадион и пресс-центр.
Подходя к находящейся на отдалении двери, я заметил, как туда же следует другой одинокий человек, который, судя по всему, тоже потерялся. Пока мы приближались друг к другу, я успел заметить целеустремленную походку, длинные, тонкие, облаченные в серые брюки ноги, нахмуренный, как у орла, взор... Это был Венгер, который, как мне тогда показалось, целую вечность приближался ко мне. Он показался мне необычайно высоким, его ноги и руки болтались как деревянные части шезлонга. Наконец мы встретились у двери в самом центре. Тогда он начал яростно дергать за дверную ручку.
В тот австрийский вечер, наблюдая за попытками Венгера вломиться в маленькую серую дверь, я подумал, что время тянется необычайно долго – для меня, но не для него. От этого ощущения меня избавлял лишь вид Венгера. Возможно, именно так выглядит смерть, которая когда-то придет? Безлюдный коридор. Силуэт человека в сером. Знакомое, странное лицо. Ну, возможно только, он не будет ломиться в дверь.
В итоге мы обменялись лишь одной фразой: «Похоже, она открывается вовнутрь». Та встреча в коридоре была вдвойне знаковой: именно в тот день свой первый матч на чемпионате Европы сыграл Аршавин, которого восемь месяцев спустя возьмет к себе в команду Венгер. Первые полчаса игры против Швеции он был как быстроногий, похожий на гнома футбольный бог. Тогда Аршавин был лишь в роли главной звезды «Зенита» (Санкт-Петербург), одержавшего победу в недавнем финале кубка УЕФА. Но для многих это было лишь его первое появление во плоти. Всякий раз, когда он вновь и вновь подбирал мяч и мчался в казалось бы несуществующие части поля, слышался гул и визг, захлебывающийся крик закаленных фанатов и что-то вроде довольного мурлыканья, как от полового возбуждения. Он изобретал свои собственные, невообразимые для остальных рывки в перекрестном направлении, совершая через возникающие коридоры налеты на подавленную шведскую оборону, на которую было жалко смотреть.
Тогда на газоне был игрок, у которого, как казалось, было все: скорость, видение поля, техника и эта походка танцора диско с низким центром тяжести – типичная для гениальных игроков. Казалось, что в ногах у таких талантов мяч катится аккуратнее, будто прилипает к их волшебным крошечным ногам. Аршавин вывел сборную России в полуфинал. Тогда все и свершилось: родилась перспективная звезда мирового футбола. Еще до перехода в «Арсенал» Аршавина пыталась выкупить «Барселона». Ему было 28 лет. Он был готов ко всему. По крайней мере, так казалось.
Спустя четыре невыразительных года он покидает команду, удостоившись скромного приза лиги лучшему игроку, не входящему в основной состав. Он явил собой самый крупный крах потенциального гения в истории английской Премьер-лиги. В прошлом сезоне он забил один гол. Позапрошлый ему удался чуть лучше. Тогда он забил два гола. В ходе того сезона про него стали насмешливо говорить, что играя на поле, он постоянно озадачен вопросом, куда бы сходить пообедать. Появилось даже мнение, согласно которому Аршавин так и не нашел своей «оптимальной позиции» на поле. Он играл не на краю, не был центральным нападающим, просто скитался по полю без привязки к позиции с видом футбольного бога. Он позиционировал себя таким образом, что любая атака должна развиваться вокруг него.
Однако на самом деле проблема не только в этом. Конечно, можно отойти от темы, и начать извечные разговоры о роли негабаритных игроков в английском футболе. При росте в 173 сантиметра Аршавина нельзя назвать маленьким. Да и карьера в Англии у него не заладилась не по причине малого роста. Тем не менее, мало кому из игравших в Англии на его позиции футболистов удавалось держать высокую планку продолжительный период времени. Редкое исключение составляет Джанфранко Дзола. При его небольшом росте на поле он излучал уверенность, как опытный дедушка смурфик. Что касается остальных наиболее успешных форвардов, то все они были в той или иной мере исключительными в своих физических качествах. Тьерри Анри гармонично сочетал в себе атлетизм и технику. Уэйн Руни, Давид Жинола, Дидье Дрогба, Эрик Кантона – всех их отличают недюжинные физические данные. Эдакие громилы, прекрасно умеющие играть на рояле.
При всех претензиях английской Премьер-лиги на космополитичность негабаритные и техничные игроки по-прежнему составляют в ней меньшинство. Они похожи на персонажей фильма «Воришки», которые прячутся за тостером, когда на горизонте появляются большие люди. Небольшие и техничные английские игроки, такие как Джек Уилшер, Джош Макэкран и потрясающий Кэллам Макманаман будут появляться и дальше. Однако они будут составлять исключение из правил. Давид Сильва провел отличный сезон, и может еще о себе заявить. Однако в настоящее время Эден Азар и особенно Хуан Мата, который не особо-то и носится по полю, как мультяшный морской конек, будут выразителями надежд негабаритных игроков.
Глядя в прошлое, понимаешь, что Аршавин оказался в Англии, будучи уже пресытившейся и ленивой звездой современного футбола. В Премьер-лиге бытовало мнение о том, что 28-летний футболист, который «не показал себя» в Западной Европе, будет гореть желанием продемонстрировать, на что он способен. Однако к тому моменту Аршавин уже добился всего в своей родной, размером с континент стране. Свой переход в «Арсенал» он рассматривал как интересное путешествие, сравнимое с переходом на закате карьеры в клуб китайской лиги или активно развивающейся австралийской лиги с ее вялым футболом любительского уровня.
В то же время складывается впечатление, что закат потрясающего Аршавина во многом связан с Венгером. Тренеру «Арсенала» неизменно успешно удавалось создавать атмосферу ярого настроя. В этом заключается феномен заразительной «ярости Венгера». Даже с учетом его весьма спокойного характера в игровых моментах можно было ожидать всякое. В конечном счете, именно его считают самым талантливым в истории английского футбола пришлым специалистом. Именно он привнес в футбол принципы умеренности, отучив нас всех раз и навсегда от свойственных нам черт. Возможно, именно поэтому по прошествии тех лет, когда он творил чудеса, в его работе становились все более заметными прорехи и недостатки его игроков. Порой все более отчетливо складывалась картина, как он в гордом одиночестве стоит в коридоре и ломится в дверь, которая открывается в обратную сторону.
Хотя неприметное пребывание Аршавина в английской Премьер Лиге оказалось для нее не такой уж серьезной трагедией, как можно было себе представить, хочется верить, что его отъезд не станет тревожным звонком. Ведь в конечном счете его переход в «Арсенал» был большой авантюрой. Этот контракт стал результатом того, что тренер увидел необычайно талантливого, но нестабильного игрока, который в тот конкретный момент блистал. Прошло уже пять лет, но в памяти Арсена и Андрея Инсбрук останется навсегда.
ИноСМИ