Почему ночь — время секса?
Люди могут заниматься сексом в любое время, так почему же, чёрт возьми, мы предпочитаем темноту?
Многие учёные занимались этим вопросом. Для начала давайте разберёмся с суточными и недельными ритмами половой жизни. Существуют ли они?
В 1982 году были опубликованы результаты исследования, которое провели Джон Палмер, Ричард Адри и Наоми Моррис. Они изучили сведения о половой жизни 78 молодых супружеских пар в течение года и выявили чёткий недельный ритм, который характеризовался «довольно постоянным количеством соитий в будние дни с большим увеличением на выходных»:
Удалось построить и график суточного ритма с мощным вечерним пиком (на вечер приходилось 58% сексуальных контактов) и утренним пиком поскромнее.
Раз такой искусственный конструкт, как неделя, действительно влияет на секс, можно предполагать сильную социальную составляющую в нашем решении заняться любовью. И тем не менее тот факт, что люди всё-таки стремятся к суточному ритму, говорит о главенстве в данном вопросе биологии. Вероятно, важную роль играют циркадные ритмы.
В 2005 году Роберто Рефинетти из Университета Южной Каролины (США) и его коллеги попытались воспроизвести результаты предыдущего исследования на материале более широкой выборки. Вот что у них получилось:
Пик сексуальной активности вновь пришёлся на время, которое люди обычно проводят в кровати, другой пик, поменьше, — на шесть часов утра. Совпадение с данными группы Палмера очевидно. Кроме того, пики соответствуют среднему времени засыпания и пробуждения людей.
Итак, доказано, что нас тянет друг к другу ночью. Но почему? В какой степени наши сексуальные подвиги определяются обществом и культурой и в какой — биологией?
У многих видов, в том числе у большинства млекопитающих, время соития определяется периодической выработкой половых гормонов. Люди и другие приматы отличаются от остальных. Известно, что изменение гормонального фона действительно влияет на наш интерес к сексу, но не более того. Готовность заняться сексом гормонами практически не контролируется. Благодаря этому мы можем любить друг друга в любое время, когда захотим.
Тем не менее из-за социального контекста и культурных традиций мы чаще всего выбираем строго определённое время (и, конечно, место). И не мы одни — например, секс в неурочный час делает макак-резусов уязвимыми перед нападением хищника.
Кому-то может показаться неудобным и неестественным то, что мы становимся рабами множества привходящих факторов, из-за которых нам приходится терпеть до вечера или до того, как мы окажемся вдали от посторонних глаз. Но это важный аспект человеческой природы — способность откладывать, планировать, рационализировать якобы страстную и импульсивную деятельность.
Психолог Ким Уоллен из Университета Эмори (США) отмечает, что люди, насколько нам известно, единственный вид, который избегает беременности и осознаёт беременность как следствие сексуальной активности. (Некоторые виды — например, гелада — могут избавляться от несозревшего плода под грузом обстоятельств, но нет никаких доказательств тому, что они делают это сознательно.)
Роль гормонов и других факторов циркадного ритма, по-видимому, ограничивается лишь повышением мотивации (сексуального желания), но прочие мотивирующие факторы (например, страх забеременеть или опасность подвергнуться остракизму) оказываются сильнее.
Г-н Рефинетти и его коллеги попытались прояснить этот момент, задав респондентам конкретный вопрос о том, почему они предпочитают заниматься сексом в данное время суток. Варианты ответов были следующими: «В это время мне хочется особенно сильно»; «Мой партнёр доступен только в это время»; «Мой график не позволяет заниматься сексом в другое время»; «Я уже в постели, так почему бы не заняться сексом?».
Судя по распределению ответов, дело не в циркадных ритмах, а в банальном удобстве.
Может, темнота тоже играет роль? Увы, провести эксперимент для проверки этого предположения не так-то просто.
Подготовлено по материалам io9.
Источник: Компьюлента