Осень пришла на запорожский курорт (ФОТОРЕПОРТАЖ)
«Часть из вас берет мешки и будет убирать весь мусор, который оставили люди после своего так называемого отдыха на природе. Другая часть будет выносить на дорогу спиленные ветки. Работайте в меру своих сил и не надрывайтесь, если ветки тяжелые», — с такими словами около сорока волонтеров-энтузиастов запустили в лес, в медвежьи вольеры.
Собственно, медведей в этих вольерах еще нет. Косолапые пока живут в своих относительно небольших санитарных вольерах. Но даже они намного просторнее тех клеток, где медведям раньше пришлось жить. А вот эти, большие (полтора гектара каждый), еще строятся в настоящем старом лесу.
Тут создали пруды для медведей. Поставили двойную ограду — обычную металлическую сетку и электроограду. И спилили старые аварийные деревья. Поэтому наша (волонтеров, которые готовят эти вольеры для медвежьей жизни) задача -- убрать мусор, оставленный тут людьми: бутылки, бумагу, коробки от сигарет и т. п. И вынести спиленные ветки. Ток в электроограждение еще не пустили. Так что мы спокойно бродим в медвежьих угодьях. И наши мешки для мусора очень быстро наполняются "остатками" людской культуры отдыха на природе. Во всем остальном этот лес ничем не отличается от любого другого. Тут есть высокие деревья, которые спиливать не будут. Ведь хотя медведи и любят лазить высоко на деревья, однако перепрыгивать с дерева на дерево, как обезъяны, не умеют. Тут также много кустов, мох, грибы, желуди... Все, как в природе, где жили бы медведи, не вмешайся в их жизнь человек.
.
Ныне в Украине более двухсот медведей, пострадавших от людей, ждут, чтобы их приняли в так называемые реабилитационные медвежьи приюты.
Медвежий приют «Домажир», который только начинает свою деятельность подо Львовом, сможет принять 25. Но — со временем. А сегодня тут пока шесть медведей.
Как сообщил «Фразе» директор этого приюта Игорь Николин, первого медведя пришлось принять безотлагательно, когда тут еще почти ничего не было готово. Им стал медведь Потап из парка при ресторане в местечке Кельменцы Черновицкой области. Пока шли переговоры, чтобы уладить бумажные формальности, касающиеся смены места пребывания Потапа, в «Домажире» срочно строили первый санитарный вольер для косолапого.
«Хозяин Потапа решил, что содержать медведя дорого. Поэтому оставил его на попечение местных жителей. Потап жил в неприспособленной клетке, расстояние между прутьями было достаточно большое, он вполне мог высунуть лапу наружу. И даже был случай, когда местные школьники залезли на крышу клетки и чесали ему спину», — рассказал директор приюта и подчеркнул: хотя Потап очень дружелюбный, но все же медведи — дикие звери, так что запросто могут покалечить человека.
Потап знает свое имя, откликается на него, с удовольствием общается с людьми, которые за ним ухаживают. Когда специалистам необходимо перевести медведя из одного вольера в другой, они его просто окликают. И он идет. Хотя с другими животными такой номер не проходит, и приходится заманивать медведей с помощью запахов.
Следующей неожиданной обитательницей приюта стала тянь-шаньская медведица Хрыстя. В местечке Жолква неравнодушные люди увидели, как мужчина выгуливает на поводке медведя. Подняли шум. Оказалось, что он использует животное в цирковых представлениях и различных ресторанных мероприятиях.
Спасали медведицу всем миром, писали заявления в руководящие и правоохранительные органы. Хозяин прятал ее и перевозил с места на место в закрытом металлическом фургоне. Наконец в августе полиции таки удалось изъять медведицу у ее владельца и передать в «Домажир». Животное на тот момент весило всего 80 кг.
Пока из всех медведей состояние Хрысти наихудшее. Весь свой век, все свои 22 года медведица развлекала людей. Лишь недавно в приюте она перестала «танцевать». Ведь то, что люди воспринимали как медвежий танец, в действительности является проявлением невротического состояния животного: когда оно находится в стрессе, то становится на задние лапы и начинает переступать с ноги на ногу, словно танцуя . Ветеринар, осматривавший медведицу, снял с нее ошейник, обрезал когти, чтобы ей не было больно становиться на лапы, проверил зрение, так как Хрыстя уже слепнет. И обнаружил у нее цирроз печени — люди поили медведицу алкоголем.
Следующие медведи поступали в приют «Домажир» уже по согласованному списку. В первую очередь, как утверждает Игорь Николин, зоозащитники проверили все известные им притравочные станции. Медведей там не нашли. Хотя еще совсем недавно в Украине существовала практика, когда на медведей натравливали собак. Сейчас это запрещено законом. Поэтому, даже если подобные вещи происходят, все предпочитают об этом молчать.
На одной из охотничьих станций обнаружили медведя по имени Тайсон. Охотники удтверждали, что он там только живет, собак на нем не тренируют. Хотя у зоозащитников на этот счет свое мнение. В конце концов, точный ответ даст медвежий ветеринар. Интересно, что хотя охотники изначально и согласились передать Тайсона в приют, однако когда за ним прибыли специалисты, то им пришлось выдержать на этот счет многочасовые споры.
Последней в этом году в «Домажир» переселилась медведица Маня, которая пятнадцать лет жила при одном из львовских ресторанов.
Зоозащитники потратили несколько лет на то, чтобы освободить невинную узницу из клетки. Ее маму убили в Карпатах браконьеры. А ее, еще детенышем, продали в ресторан. Теперь уже бывший хозяин обещает, что продолжит платить за содержание Мани и будет ее проведывать. Тем более что медведицу он не обижал. Это подтвердили и осмотревшие ее ветеринары. Обнаружили небольшое ожирение, а вот травм или болезней, которые свидетельствовали бы о плохом обращении с животным, не выявили. Единственное, чего ей недоставало, так это необходимого жизненного пространства.
В тот день, когда волонтеры работали в больших вольерах, в приют из аналогичного медвежьего центра в Житомире прибыли медведи Настя и Богдан. Их появление в месте будущего обитания прошло под прицелом фото- и видеокамер. Люди медведей абсолютно не интересовали. Очевидно, людей они видели не раз. Также мало обратили они внимание на звук самолетов, пролетающих над приютом. То есть головы подняли, постояли, послушали. Однако не испугались. А вот услышав звук колес авто, ехавшего по дороге, Настя и Богдан вдруг начали бежать в свое укрытие.
«Они не пара, но живут вместе с рождения. Настя там доминирует. Бодя без нее — скромный мальчик. Она там заправляет. Очень норовистая и достаточно хитрая, может проявить характер. С ней нужно быть очень осторожным, так как она может и ранить, если потерять бдительность. Животные очень молоды, им 3-4 года, очень активны», — Игорь Николин признался, что всех медведей в приюте стерилизуют. Ибо размножать медведей в неволе негуманно. Ведь выпустить такое животное в лес, в дикую природу невозможно, оно там просто не виживет.
Медвежий приют «Домажир» входит в сеть международного зоозащитного фонда «Четыре лапы». Подобные проекты уже существуют в Болгарии, Австрии, Германии и Косово. А теперь еще и подо Львовом, неподалеку от села Домажир. Похожий медвежий приют есть и в Синевире. Но сейчас он переполнен. Там живут 26 косолапых. Поэтому он уже никого не принимает. «Домажир» же планирует к концу следующего года поселить у себя 12 животных.
Медведи будут содержаться за счет пожертвований международного сообщества. Хотя животные будут жить в лесу, в условиях, приближенных к естественным, и их всячески будуть побуждать добывать себе еду самостоятельно, этих полутора гектаров слишком мало взрослому медведю для полноценной жизни. В природе ареал обитания медведя намного больше. Поэтому их будут подкармливать, однако отучат стоять у кормушки и пассивно ожидать еду. Сейчас смотрители прячут рыбу, мясо и овощи под камнями, в дуплах деревьев и в других местах, чтобы животные сами их находили.
В летний период один медведь, в зависимости от веса, съедает от 10 до 12 килограммов корма. В основном это грибы, желуди, фрукты, овощи, различные коренья.
Осенью, перед спячкой, медведи начинают больше есть. Но будут ли животные, попавшие в приют, зимой спать, специалисты еще не знают. Ведь до сих пор с этими косолапыми такого не случалось.