Новые открытия сделают бессмертие практически возможным
"Согласно Игорю Вишеву, известному российскому ученому и философу, вполне вероятно, что уже сегодня живут люди, которые никогда не умрут", - пишет сотрудник Университета Новой Англии Джордж М. Янг в своем блоге на сайте The Huffington Post.
Генная инженерия, замена естественных органов искусственными инструментами, нано- и другие развивающиеся технологии продлят нашу жизнь далеко за пределы, признающиеся сегодня окончательными, пишет автор. Он ссылается на Вишева, предполагающего, "что на данный момент возможна продолжительность жизни в 200 лет".
По мнению Янга, новые открытия, совершенные за этот срок, сделают "беспроигрышным вариантом" то, что Вишев называет "практическим бессмертием", под которым он понимает "осуществимое", но не абсолютное. "Люди все равно будут умирать... но постепенно технологии "практического воскресения", первым примитивным шагом к которому является клонирование, помогут вернуть к жизни умерших", - утверждает автор.
"Направление мысли Вишева - это вариация российского космизма в XXI веке - философского течения, у истоков которого стоял эксцентричный мыслитель ХIХ века Николай Федоров (1829-1903) и которое продолжило развиваться в ХХ веке в работах религиозных философов, таких как Николай Бердяев, Павел Флоренский и Сергей Булгаков, и ученых-теоретиков, среди которых первопроходец ракетостроения Константин Циолковский, сформулировавший понятие "ноосферы" Владимир Вернадский и гелиобиолог Александр Чижевский", - поясняет Янг.
"Некоторые из их предложений включают в себя исследование и освоение Вселенной за пределами Земли, практическое признание всеобщего родства, радикальную психологическую, социальную и культурную переориентацию... и наименее приемлемое для некоторых из нас предложение - переустройство нашего тела с целью со временем перейти на аутотрофическое питание, позволяющее питаться солнечным светом и воздухом вместо растений и животных", - пишет автор статьи.
Но, начиная с Федорова, главной идеей космистов было преодоление смерти, отмечает Янг.
"Какой бы фантастической ни казалась идея Федорова его современникам и ее отдельные компоненты до сих пор кажутся нам, сегодняшние мыслители, такие как Игорь Вишев, уделяют очень серьезное внимание возможностям и последствиям практического бессмертия", - рассуждает автор.
Янг полагает, что сейчас важным вопросом является не то, реально ли реконструирование человека и Вселенной с целью уничтожить ограничения современной жизни, но насколько это желательно.
Вопрос, что такое смерть и как мы могли бы попытаться избавиться от нее и должны ли мы это делать, не будет решен в этой статье или где-либо и когда-либо в ближайшее время, пишет автор. Янг выражает надежду на то, что, если Игорь Вишев прав, то кто-то из ныне живущих проживет достаточно долго, чтобы узнать на него ответ.