Минкульт хочет штрафовать население за использование торрентов
Минкультуры придумало способ, как ввести антипиратские меры, не перетрудив правоохранителей и надзорные ведомства. По мнению министерства, которое отражено в поправках к законодательству, интернет-пользователи, владельцы сайтов и операторы связи должны сами решать проблемы государства и нести ответственность за неисполнение новых правил. Например, пользователь, которого уличили в использовании торрентов, должен в течении 12 часов удалить «пиратский» контент и прекратить раздачу материалов другим пользователям. В противном случае, ему грозит штраф от пяти тысяч до миллиона рублей.
Минкультуры представило обновленную версию антипиратских поправок к законодательству вчера на заседании специальной рабочей группы в Госдуме. Первоначальная редакция поправок, резко ужесточающих борьбу с нарушениями авторских и смежных прав в сети, была опубликована в конце января 2013 года. Тогда одним из основных нововведений стало требование к хостинг-провайдерам и владельцам сайтов под угрозой штрафов удалять противоправный контент по первому требованию правообладателя.
Минкультуры расширило проект, в частности предлагая ввести в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определение «пользователя файлообменной сети». Они должны будут вместе с владельцами сайтов и хостинг-провайдерами нести ответственность за распространение пиратского контента, говорится в публикации газеты «Коммерсант».
По механике, которую предлагает Минкульт, правообладатель будет направлять оператору связи заявление с указанием IP-адреса пользователя файлообменной сети, нарушающего авторские или смежные права. Оператор будет обязан в течение суток перенаправить его самому пользователю и уведомить того о необходимости удалить информацию, либо блокировать доступ к ней (речь идет о контенте, распространяемом с помощью торрентов, ссылки на который размещены на трекере). Если пользователь не успел уложиться в двенадцатичасовой срок, или проигнорировал распоряжение, ему грозит административная ответственность наравне с владельцами сайтов и провайдерами, проигнорировавшими обращения правообладателей: 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч для должностных лиц и предпринимателей и миллион рублей для юридических лиц. Также, если пользователь не принимает мер в течение суток, у оператора связи есть 12 часов, чтобы самостоятельно удалить информацию или блокировать доступ к ней.
Владельцев сайтов в свою очередь предлагается обязать самостоятельно отслеживать легальность размещенного контента. Для этого Минкульт запланировал создание «государственной информационной системы в области интеллектуальной собственности». Владельцы сайтов и пользователи будут обязаны сверяться с федеральным списком на предмет того, является ли информация, которую они запрашивают, защищаемой «антипиратскими» законами. Согласно положениям законопроекта в реестр будут вноситься имя автора или правообладателя, его контакты, а также сведения о самом объекте авторских прав.
Минкультуры оставило в законопроекте «правовую лакуну», которая спровоцирует многочисленные случаи мошенничества и злоупотребления новыми нормами. Проект не предполагает предоставления доказательств, что «правообладатель», который требует закрыть доступ к контенту, действительно имеет на это право. Например, по статистике крупнейшего в России и одного из самых посещаемых в мире торрент-трекеров RuTracker.org, не больше трети лиц, обратившихся с требованием удалить контент, смогли предоставить доказательства, что действительно обладают правами на распространение этих данных.
Отметим, что одним из авторов законопроекта стал «единоросс» Роберт Шлегель, член комитета по информационной политике Госдумы, известный многочисленными и скандальными законодательными инициативами. В частности, именно он внес в закон об НКО и адекватном реагировании на преследование граждан РФ за рубежом статью, которая запрещает усыновление российских детей американцами. Что, собственно, превратило в целом адекватный закон в «Закон Димы Яковлева», вызвавший недоумение и негодование в России и остальном мире.
Замечания к проекту в ближайшие дни направит в Минкультуры Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). По мнению представителей ассоциации, проект выдвигает к операторам связи и владельцам сайтов невыполнимые требования, являясь лишь попыткой одного бизнеса решить свои проблемы за счет другого: «Проект описывался министром культуры как аналог американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), но это не DMCA, а нововведения, не имеющие аналогов в мире. На информационных посредников налагаются явно избыточные обязанности и ответственность, тогда как механизмы и процедуры борьбы с нарушениями прописаны крайне нечетко».
Обсуждение законопроекта прошло в Минкультуры 28 мая. Окончательная редакция законопроекта, с учетом замечаний, будет рассмотрена уже 3 июня на согласительной комиссии при участии представителей Минэкономики, Минобрнауки и рабочей группы, после чего проект будет отдан на согласование в Минюст и внесен в правительство.
Законопроект Минкульта должен стать частью мер по регулированию Рунета, которые в этом году формулируют и утверждают Госдума и правительство. «Головной» документ, «Концепция регулирования правоотношений в Интернет», одним из авторов которого оказался, опять таки,Шлегель, уже получил неофициальное название «концепции белорусского интренета». Юристы ранее отмечали, что тексте концепции встречаются положения, потенциально способные обеспечить тотальный контроль «если не по китайскому, то по белорусскому образцу».