Лучшие автомобили автосалона в Женеве: экскурсия в прошлое
Мы решили заглянуть в прошлое Женевского автосалона и вспомнить самые интересные автомобили, представленные на этом моторшоу.
А началось все в далеком 1905 году. Именно тогда состоялся первый Salon International de l’Auto — так Женевский автосалон именуется официально. Однако в то далекое время постоянного павильона для выставок не было, а на салоне демонстрировались не только автомобили с ДВС, но и паровые машины. Впрочем, настоящей звездой первого выставочного года стали автомобили Clement-Bayard, названные так в честь французского конструктора — Густава Адольфа Клемана-Байара, который к тому времени уже активно занимался производством велосипедов, автомобилей и шин к ним.
Изначально в модельном ряду Clement-Bayard было три автомобиля, оснащавшихся двигателями мощностью 9, 12 и 16 л.с. соответственно. Но уже к Женевскому автосалону линейка производителя была расширена и включала в себя как двухместные машины с двухцилиндровыми двигателями мощностью 8-10 л.с., так и большие модели, оснащавшиеся четырехцилиндровыми двигателями с невероятной по тем временам мощностью 50-60 л.с. Стоит ли говорить, что автомобили, развивавшие скорость свыше 60 км/ч, в дальнейшем блистали на гонках? Правда, затем Клеман-Байар увлекся созданием воздухоплавательных аппаратов и самолетов, а последовавшая Первая мировая война оказала губительное воздействие на предприятие. В 1922 году компания перешла во владение Андре Ситроена. Впрочем, это уже другая история.
Maybach Zeppelin
К 1931 году Женевский автосалон уже стал довольно известным местом, а потому неудивительно, что именно здесь компания Maybach показала свои Repräsentationswagen, т.е. представительские автомобили. Речь идет о Maybach Zeppelin, названных так в честь цеппелинов, двигатели для которых производитель выпускал во время Первой мировой войны. Первой стала версия DS7, оснащавшаяся 7-литровым V12 (150 л.с.) Автомобиль развивал максимальную скорость около 150 км/ч, что, конечно же, привлекло к нему богатых клиентов. Вместе с DS7 в Женеве немецкие конструкторы продемонстрировали и открытую версию Maybach Zeppelin DS8. Этот автомобиль уже оснащался 8-литровым двигателем V12, который работал в паре с 7-ступенчатой трансмиссией. Владельцами Maybach Zeppelin DS8 были не только богачи, но и королевские особы, среди которых — король Эфиопии Хайле Селассие и принц Нидерландский Бернард. Кстати, у автомобилей Maybach Zeppelin была интересная особенность, повлиять на которую не могли ни статус, ни деньги клиента. Дело в том, что масса этих машин превышала 2800 кг, из-за чего владельцам в соответствии с тогдашними законами зачастую приходилось... открывать новую категорию в правах, позволяющую управлять грузовым транспортом! Как говорится, красота требует жертв...
Studebaker-Packard Astral
Во время Второй мировой войны Женевский автосалон не проводился, несмотря на нейтральный статус Швейцарии — просто миру было явно не до автомобилей. Зато в послевоенное время выставка заиграла новыми красками. А уж что было на излете 50-х годов! Но для начала слово одному из наших комментаторов с ником Серега Джан: «Где-то слышал, что в 60-х или в 70-х русские изобрели двигатель на основе ядерной реакции холодного синтеза, поставили его на «Жигули» и показали на каком-то автосалоне во Франции что ли».
Уважаемый Сергей, спешим разочаровать! На «Жигули» никогда ничего подобного не ставили и не пытались. Но вот планы по созданию ядерного автомобиля действительно были! Правда, принадлежали они не «нашим», а американцам, и речь идет все-таки не о полноценной машине, а лишь о прототипе Studebaker-Packard Astral, показанном на автосалоне в Женеве. Минималистичный кузов из углепластика, напоминающий ракету, руль с гироскопами и тот самый ядерный двигатель — именно такой видели машину будущего создатели. Ну чем не автомобиль из мультсериала про семейку Джетсонов? Правда, идея оказалась столь же фантастической, сколь и малореализуемой и, как следствие, никому не интересной. О проекте моментально забыли, а обнаружить тот самый Studebaker-Packard Astral удалось лишь через тридцать лет. Сейчас прототип хранится в музее марки в США.
Зато другая модель, показанная в Женеве в 1961 году, стала не только известной, но и по праву считается одним из самых красивых автомобилей в мире. Речь о Jaguar E-Type.
Автомобиль, оснащаемый 3,8-литровым 265-сильным бензиновым мотором, вызвал бурю восторгов благодаря не только своему внешнему виду, но и цене. Правда, вскоре покупатели выяснили, что пространство в салоне было явно недостаточным, сиденья — неудобными, а вентиляция посредственной. Кроме того, Jaguar E-Type отличался очень большим расходом масла (800 мл/100 км), а мотор не радовал высокой надежностью. Думаете, это кого-то остановило? Вовсе нет! Jaguar E-Type стал настоящим хитом продаж, а среди владельцев оказались Джордж Бест, Брижит Бардо, Тони Кёртис и Стив Маккуин. Всего было продано 70 000 автомобилей.
Два года спустя после премьеры Jaguar E-Type на автосалоне в Женеве показали автомобиль, который также изменил представление покупателей о комфорте и безопасности. Таким автомобилем стал родстер Mercedes-Benz 230 SL, известный также под индексом W113. Новинка оснащалась 2,3-литровой бензиновой «шестеркой» мощностью 150 л.с., а капот, крышка багажника и двери автомобиля были выполнены из алюминия. В общем, расшифровка аббревиатуры SL как SuperLeicht — т.е. «суперлегкий» полностью себя оправдывала. Интересно было другое. Во-первых, W113 стал первым Mercedes SL, на который по желанию клиента устанавливали 4-ступенчатую автоматическую трансмиссию. Это решение оказалось правильным, поскольку 2/3 проданных машин оснащались именно АКП. Во-вторых, новинка стала первым в мире спорткаром, спроектированным в соответствии с требованием пассивной безопасности. Например, тут были зоны смятия спереди и сзади, рулевая колонка в случае аварии не наносила травм водителю, а на передней панели не было острых углов. А в-третьих, крышу машины было очень удобно складывать.
Кстати, из-за формы крыши автомобиль прозвали «пагодой», но это не помешало ему завоевать популярность во всем мире и оказаться в гараже Джона Леннона, Джона Траволты, Кейт Мосс и Дэвида Култхарда, а также засветиться в целом ряде фильмов — от «Арабески» до «Достучаться до небес».
Range Rover Classic
В 1970 году посетителям Женевского автосалона был явлен не просто новый автомобиль, но и новое имя — Range Rover. Многие будут удивлены, но на момент презентации, первый внедорожник данного бренда вовсе не был люксовым. Более того, модель, получившая название Classic, отличалась откровенно скромным внешним видом и спартанским интерьером. А такие опции, как кондиционер, кожаные сиденья или отделка передней панели деревом, просто-напросто отсутствовали!
Зато здесь были 3,5-литровый карбюраторный двигатель V8 мощностью 135 л.с., а также механическая трансмиссия, система постоянного полного привода и рамная конструкция с лонжеронами замкнутого профиля. В общем, как ни крути, Range Rover Classic был настоящим, «честным» внедорожником, отличающимся от обычных Land Rover Series чуть большим комфортом и интересным дизайном. Кстати, о дизайне. Это сейчас трехдверные внедорожники редкость, а вот в случае с Range Rover Classic все было наоборот — первой появилась именно трехдверная версия, а пятидверная модификация вышла лишь в 1981 году. Почти через 11 лет!
Ferrari F50
Внедорожники, кабриолеты, люксовые и спортивные автомобили... А что насчет суперкаров? Они всегда присутствовали на автосалоне в Женеве, но мы сегодня вспомним лишь один из самых ярких из них. В 1995 году компания Ferrari представила F50, выпущенный в честь пятидесятилетия итальянского производителя. Перед итальянцами стояла непростая задача: сделать автомобиль, максимально похожий по ощущениям от вождения на болид Формулы 1. Для достижения этой цели специалисты из Маранелло использовали «формульный» двигатель сезона 91-92 года Разумеется, он был серьезно модернизирован — получился агрегат рабочим объемом 4,7 литра, развивающий 750 лошадиных сил и 471 Н∙м крутящего момента, который работал в паре с 6-ступенчатой механической трансмиссией.
Одним лишь мощным мотором дело не ограничилось. К примеру, кузов Ferrari F50 был полностью выполнен из полимеров и усилен углепластиком, колесные ступицы сделали из титана, а резину размерности 335/30 обули на 18-дюймовые диски из сплава магния и алюминия. Более того, подобными мерами снижение массы не ограничилось. В Ferrari F50 отсутствовали аудиосистема, электростеклоподъемники и даже коврики. Впрочем, результат не заставил себя ждать: разгон Ferrari F50 с места до 100 км/ч составлял лишь 3,8 секунды, 200 км/ч машина набирала за 12,9 секунды, а максимальная скорость составляла 325 км/ч.
Было бы крайне наивно полагать, что такой суперкар мог бы быть дешевым. За Ferrari F50 просили от 480 000 до 555 000 долларов США, что даже в современных условиях — совсем немаленькая сумма, не говоря уже про середину «девяностых». Зато покупка была действительно уникальной, ведь до июля 1997 года, когда производство Ferrari F50 было остановлено, итальянцы сделали всего-навсего 349 автомобилей.
Ford Focus
А вот другой герой нашего рассказа, наоборот, стал одним из самых массовых в мире. А уж в России название этой машины стало больше, чем просто красивым словосочетанием. Речь идет о Ford Focus, представленном на автосалоне в Женеве в 1998 году.
После Ka и Cougar новинка стала третьей моделью Ford, воплощающей дизайнерский стиль New Edge. Над созданием внешнего облика автомобиля трудились Джек Телнек, Клод Лобо и Джон Доути, которым удалось сделать действительно необычную внешность. Сочетание плавных линий и острых углов, выступающие арки, почти что треугольные фары и короткие свесы — автомобиль воспринимался этаким небольшим болидом. А уж какой у него был интерьер...
В Европе автомобиль предлагался с бензиновыми моторами объемом от 1,4 (75 л.с.) до 2,0 (215 л.с.) литра, а также с двумя дизельными агрегатами объемом 1,8 л (90 и 116 л.с.). Перечислять все достоинства автомобиля не имеет смысла. Если кратко, то Ford Focus обладал почти идеальным сочетанием цены и качества, и, возможно, Focus второго поколения никогда бы не завоевал звание «главного кредитного автомобиля», если бы не успех его предшественника.
Зато не грех вспомнить другой интересный факт. Дело в том, что премьера Ford Focus началась со скандала. Изначально планировалось, что новинка станет новым поколением модели Escort, однако в начале 1998 года выбор был сделан в пользу названия Focus. Это не понравилось немецкому изданию Burda, выпускающему в Германии журнал с точно таким же названием. В итоге суд Кёльна разрешил проблему лишь в июле 1998 года, вынеся решение в пользу автопроизводителя. Сложись история иначе, возможно, в Европе автомобиль бы назывался совсем по-другому.