Кого в Европе обвиняли в людоедстве. ФОТО
Людоедство считается одним из самых сильных табу европейской цивилизации, большим преступлением, чем просто убийство. В сказках народов Европы людоеды всегда — отрицательные персонажи. Возможно, поэтому тех, кто не нравился среднему европейцу, часто обвиняли в людоедстве. И речь идёт не только о народах Америки, которых надо было завоевать ради золота и не мучиться потом совестью. Европейцы обвиняли и других европейцев.
1.
Римляне против христиан
Древние римляне отличались большой религиозной гибкостью. Так, они поклонялись богам из дальних земель так же, как своим, когда узнавали о них во время военных походов. Они выстроили своих божеств в иерархию по греческому образцу, невзирая на то, какие между римскими богами были отношения до того. Иудеям, которых римляне в какой-то момент завоевали, разрешили ради исключения не поклоняться статуе императора как идолу и пользоваться монетами без его изображения.
Тем не менее, с ранними христианами гибкие римляне постоянно вступали в конфликт. Во-первых, в них видели серьёзную угрозу авторитету власти. Одно дело, когда божеством на земле императора не признают жители очень дальней провинции, и другое — когда это происходит на исконно римских землях (а христиане, конечно же, отказывались поклоняться и приносить жертвы статуям императоров). Во-вторых, раннее христианство очень сильно было проникнуто идеями равенство, оно ставило женщину практически наравне с мужчинами, а преступления по отношению к рабам считало такими же тяжёлыми, как и в отношении свободных людей. Это было прямым вызовом суровой римской иерархичности.
Нерон, рассматривающий казнённую христианку, от Генриха Семирадского.
Христианство постоянно оказывалось вне закона, хотя порой давление со стороны властей слабело. К христианам часто испытывали неприязнь, считали носителями варварской (иерархию-то нормально не признают!) идеологии и из уст в уста передавали рассказы об их выходках.
Среди прочего, очень устойчив был миф, что христиане едят людей. Краем уха римляне слышали о причастии, во время которого съедают плоть Христа и выпивают кровь Христа, и, зная о Христе только то, что он был первым духовным учителем, толковали это как сохранение и поедание его останков. Разве не варварство?
Христиане, в свою очередь, считали, что некоторые виды казни древних римлян — чистейшее людоедство. Запекать или зажаривать человека — всё равно, что приготовлять блюдо, и какая разница, съедено ли оно потом, если всё равно из людей сделана еда?
Надо сказать, в религиозных войнах в Европе рассказы о людоедстве применялись и позже. Например, во время войны католиков с катарами ходили такие слухи о катарах. После массовых убийств вроде резни католиков в Ниме или Варфоломеевской ночи обвиняли друг друга в людоедстве и протестанты с католиками.
2.
Изображение Варфоломеевской ночи от Франсуа Дюбуа. Протестанты и католики после каждой массовой резни обвиняли друг друга в осквернении трупов вплоть до отрезания частей для дальнейшего поедания.
3.
Евреи
Современные исследователи-фольклористы в славянских странах бывшего СССР сталкиваются с убеждением, что евреи скупают кровь в донорских центрах перед Пасхой — чтобы делать мацу. Сами по себе носители этого убеждения относятся к этой практике безразлично — разные бывают религиозные обряды, никто же не страдает.
Эти верования — отголоски слухов, упорно ходивших много веков по Европе, о том, что перед Пасхой евреи похищают и убивают христианских детей, чтобы готовить мацу на их крови или даже с частицами их высушенного и растёртого мяса. Вопросом, как евреи перебивались без христианских младенцев в дохристианские времена, при этом никто не задавался.
Даже сами эти слухи усиливали негативное отношение к евреям. Но они также легитимировали агрессию к ним вплоть до погромов и убийств, и евреи — при наличии в городе еврейского квартала — выступали основными подозреваемыми при исчезновении детей. Часто всякое расследование или суд считались излишними. Толпа просто шла «наказывать», убивая стольких, скольких может убить, и разживаясь снятыми с трупов вещами и украшениями.
Гравюра, изображающая евреев и христианского ребёнка.
Погромы по обвинению в убийстве детей христиан — реалии не только далёкого Средневековья. В 1946 году в Кельце исчез польский мальчик по имени Генрик Блашчик. Весь город искал его, но он объявился сам через два дня и рассказал, что его похитили евреи, держали взаперти и готовились убить с известными целями. Рассказ мальчика вызвал большие волнения, и поляки устроили погром.
До войны в городе жило 20 000 евреев, после освобождения из концлагеря вернулось около 200 выживших. В ходе погрома четверть из них были жестоко убиты и ещё четверть — серьёзно ранены. Позже выяснилось, что мальчика отсылал в деревню отец, а потом научил, что ему говорить — то есть погром был подготовлен заранее и использовал миф о еврейском людоедстве. Точно такие же погромы происходили в Польше и в предыдущие годы.
Уже в конце двадцатого века в России ходил рассказ о том, что рядовые евреи не знают, что маца делается на основе человеческой крови, потому что это тайна, которую хранят раввины — наполовину «извиняющий» миф.
4.
Похороны после погромов в Кельце.
5.
Цыгане
Другой народ, постоянно подвергавшийся обвинениям в убийствах в кулинарных целях детей и случайных путников — цыгане. В развлекательном французском журнале Le petit journal за 1891 году на обложке был помещён рисунок, изображающий цыган, зажаривающих человеческое тело над костром, с подписью «Людоеды ещё существуют. Цыганский табор в Чехословакии (sic!) в ожидании, когда можно будет поесть человечины». Этот номер был воспринят публикой совершенно нормально. Ну, у нас, может быть, цыгане и цивилизовались, думал обыватель, а где-то ещё держатся за старые обычаи. Дикари-с!
Девятнадцатый век — это время, когда в Европе сильно смягчилось отношение к цыганам, что позволило им значительно легализоваться и интегрироваться всё больше. До того цыгане-людоеды, по убеждениям европейцев, бродили практически везде.
Обложка журнала с цыганами-людоедами.
Установлен ли достоверно хоть один случай людоедства среди цыган? Такие расследования считались необязательными. Зато известен случай, когда в людоедстве признались сами цыгане. Произошёл он в Венгрии в 1782 году.
В одной из деревень пропали четверо мужчин. Немедленно по обнаружении этого факта властями был схвачен табор. И мужчин, и женщин пытали, чтобы дознаться, куда делись те мужчины. Сначала цыгане сознались в их убийстве, но пытки не прекратились. Дознаватели добивались сведений, куда цыгане дели тела. Наконец, цыгане сказали, что съели убитых, так что тел больше нет.
По итогам расследования цыган приговорили к смерти. Пятнадцать мужчин повесили, четырёх колесовали, с женщинами обошлись милосерднее — восемнадцати цыганкам отрубили голову. Ещё в процессе казни пропавшие вернулись в родную деревню (оказалось, что им подвернулся случайный заработок), и оставшуюся часть табора отпустили.
6.
Картина Людвига Кнауса «Проверка документов». Справа вдалеке можно увидеть крестьян с палками, которые готовы напасть на «людоедов», если полицейский заметит что-то подозрительное.
7.
Знала ли Европа настоящих людоедов?
Поедание человечины было в Европе вполне распространённой практикой. Во-первых, во время голода, который разражался в Европе нередко, людям приходилось съедать уже умерших, чтобы выжить самим. А во время большого голода в Гановере власти даже разрешили торговать человечиной на рынках и в лавках. Во-вторых, отдельные банды горных разбойников не только убивали путников, но и съедали их — вероятно, в том числе из соображений повязать друг друга совместно совершённым ужасным преступлением, куда более ужасным, чем просто убийство и грабёж.
В-третьих, в Европе вплоть до двадцатого века практиковалось употребление человечины в пищу в медицинских целях. Считалось, что если ты ешь человека кусочками и для лечения, то это вовсе не людоедство. Особенно ценились части тела молодых казнённых (обязательно здоровых) преступников — в них будто бы полно было ещё нерастраченных сил, которые перейдут тому, кто их проглотит вместе с плотью хозяина.