Как в Украине праздновали Рождество в старину?

02.01.2014 в 13:34

В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"

Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.

Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

- Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.

Источник: pprraavvddaa.com

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив