Как работают подпольные христианские храмы в Шанхае. ФОТО
Фотограф показал тайны местной христианской общины.
Гонения на верующих в Христа имеют многовековую историю. Однако и в наши дни существуют подпольные христианские храмы, прихожане которых предпочитают хранить свои имена в тайне. Об этом – серия фотографий Гонсало Фонсека, сделанных в Шанхае, передает Фотоискусство.
Лиссабонский фотограф Гонсало Фонсека два месяца провел в Шанхае, исследуя субкультуру христиан, проживающих в Китае. Впервые он заинтересовался этим вопросом после встречи со своим другом, членом тайной христианской общины. Он-то и помог фотографу получить разрешение на съемку в двух подпольных храмах.
Традиционно в Китае господствуют конфуцианство, даосизм и буддизм. Но есть здесь и христиане, количество которых превышает 68 миллионов. Большинство из них – протестанты. Учитывая многонаселенность Поднебесной, в короткие сроки она вполне может стать крупнейшей христианской страной.
Большинство приверженцев этой религии не посещают церкви, санкционированные государством, подозревая их в служении не столько Богу, сколько идеологии Коммунистической партии Китая. Проповеди в таких заведениях контролируются властями и подвергаются цензуре, а в некоторых культовых помещениях иногда устанавливаются камеры видеонаблюдения. Выходит, что ни о свободе вероисповедания, ни тем более о тайне исповеди не может быть и речи.
Поэтому гораздо больше последователей христианского вероучения доверяют импровизированным – так называемым «подпольным» – храмам. Слово «подпольные», впрочем, не стоит понимать буквально. Они вполне современны и часто находятся высоко над землей – в арендованных офисах, расположенных в небоскребах. Иногда тайные христианские общины находят пристанище в самых обычных квартирах. Это – так называемые «домашние церкви», где царит теплая атмосфера дружбы, скрепленной таинством единой веры. Далеко не последнюю роль в укреплении отношений между единоверцами играет понимание нежелательности огласки. Это – одновременно проверка и на прочность отношений, и на человеческую порядочность, и на верность избранной конфессии.
По воскресеньям здесь собирается более 60 человек. Под звуки пианино помещение церкви постепенно заполняется верующими. Прихожане занимают свои места и начинают петь. Их репертуар – религиозные песнопения. Официально такие христианские храмы не запрещены, однако их приверженцы часто подвергаются преследованиям и издевательствам со стороны местных властей.
Фонсека был восхищен преданностью людей своей вере и атмосферой секретности, которой они ее окружили. Те же, кто все-таки согласился приоткрыть завесу тайны над религиозной стороной своей жизни, попросили сохранить местоположение этих молитвенных домов в секрете, опасаясь возможных последствий.