Как Россия упекает бизнес за решетку
2 июля российская Государственная Дума одобрила проект долгожданной экономической амнистии, призванной прекратить юридический натиск на российское бизнес-сообщество, говорится в статье политолога Уильяма Померанца для агентства Reuters, опубликованной в Globe and Mail.
По информации бизнес-омбудсмена Бориса Титова, более 100 тыс. российских предпринимателей отбывают наказание в исправительных учреждениях или находятся под следствием. При этом сам Титов уверен, что подавляющее большинство из них невиновны.
Следователи, налоговые инспекторы, сотрудники прокуратуры и других надзорных органов пользуются несовершенством российского законодательства в области экономических преступлений, чтобы запугивать и откровенно обирать небольшое зарождающееся бизнес-сообщество страны, констатирует автор статьи.
Титов заговорил о необходимости экономической амнистии примерно год назад, выразив надежду на то, что подобная мера приведет к экономическому росту. Президент Путин прохладно встретил инициативу омбудсмена, однако затем публично призвал российских законодателей принять проект амнистии, пусть и не в том виде, который предлагал Титов, продолжает политолог.
Так, законотворцы сократили число статей, осужденные по которым могут рассчитывать на освобождение, с 53 до 27, в первую очередь с целью убедиться, что Михаил Ходорковский и Алексей Навальный точно не попадут под амнистию.
В результате внесенных парламентариями поправок число предпринимателей, которые смогут обрести свободу, сократилось со 100 тыс. до 10 тыс. человек, так что ни о каком скачке малого и среднего бизнеса речи быть не может, уверен Померанц.
Как это ни парадоксально, но российское правительство решило прибегнуть к услугам банков J.P. Morgan и Goldman Sachs для исправления имиджа российской экономики и привлечения инвестиций, в то время как все экономические проблемы страны - внутренние и требуют "домашнего решения", говорится в статье.
При обсуждении экономической амнистии возникает вопрос: а хочет ли Путин решать эту проблему? Несмотря на разговоры о диверсификации экономики и важнейшей роли малого бизнеса, он по-прежнему делает ставку на государственный капитализм, подчеркивает автор.
"Амнистия создает видимость решения проблемы, не приближаясь к ее корням, - рассуждает Померанц. - Возможно, именно этого сейчас и хочет Путин".