Халтурка для нардепа. Как подрабатывают в Раде
Уже 15 апреля народные избранники сполна ощутят на себе финансовый кризис. По словам главы регламентного комитета Рады Александра Ефремова, нардепы должны получить первую урезанную вдвое зарплату, за что сами же и проголосовали 3 марта. В итоге, например, спикер Владимир Литвин будет получать не 20 тысяч гривен, а 10 тысяч, рядовой нардеп – около 7 тысяч (было 14 тысяч), а глава комитета или лидер фракции — 8 тысяч вместо 16.
Больнее всего, по мнению Ефремова, новые зарплаты ударят по тем нардепам, у которых нет своего бизнеса. А это 50—70 человек. Сокращение доходов депутаты обсуждают в курилках намного оживленнее, нежели президентские и даже вероятные парламентские выборы. Коммунист Евгений Волынец, который до избрания депутатом трудился на шахте им. Чапаева, просто в шоке. «Еще на 6 тыс. гривен я как-то проживу, но что делать с жильем?! Ходят слухи, что гостиницу мы частично будем оплачивать за свой счет. А это 400 гривен в сутки — то есть больше 8 тыс. гривен в месяц (две пленарные недели плюс работа в комитетах. — Авт.).
Ефремов подтверждает: в этом году на содержание Рады выделили на 300 млн грн. меньше (было 860 млн грн.). «Ситуация такова, что нам не хватает денег на текущие проплаты. Например, на проживание в гостинице деньги есть только до мая. Если в ближайшее время нам не пересмотрят смету и не добавят хотя бы 118 млн, гостиницы нардепы действительно будут оплачивать за свой счет», — говорит глава регламентного комитета.
Бютовец Владимир Полохало не в восторге от ситуации в Раде. Больше всего он недоумевает по поводу сокращения зарплат народным избранникам, которое, заметим, лоббировали представители его политической силы. «Да, сейчас кризис, но ни в одной стране не сокращали зарплаты парламентариям». У Полохало нет своего бизнеса, поэтому он уже активно думает, как начнет зарабатывать. «Наверное, сделаю мою научную деятельность более продуктивной. Вот, например, буду издавать свои книги за рубежом. Кроме того, можно увеличить нагрузку в КНУ им. Шевченко, где я преподаю».
У нунсовца Юрия Кармазина и вовсе опускаются руки. «Ко мне приходит колоссальное количество обращений от людей. Чтобы отвечать, надо покупать хотя бы конверты — уже несколько гривен. В итоге получится, что я буду работать на чистом энтузиазме. Наверное, буду думать о том, чтобы подрабатывать чтением лекций, я ведь доктор философских наук".
Тем не менее есть у некоторых депутатов источники доходов, которые позволяют им существовать безбедно даже без бизнеса. Во-первых, это зарплата в конвертах, которую платит самым ценным депутатам партия или блок (от 3 до 15 тысяч долларов), либо отдельные влиятельные представители этой партии, чтобы было на кого опираться во внутрипартийных разборках. Золотое дно — это гонорар за депутатский запрос (в пределах 10—50 тысяч долларов). Раньше большие деньги депутаты получали за "правильные" голосования. Но в последние годы (после отмены выборов в мажоритарных округах) фракционная дисциплина резко усилилась, и все вопросы решаются, как правило, через руководство фракции. Последнее может делиться, а может и не делиться с рядовыми депутатами. Если не поделится — нардеповская мелюзга может закатить скандал.