Демократии в Венгрии больше нет
Сейчас это факт: Венгрия больше не является демократическим государством.
Президент Янош Адер (János Áder) только что подписал ряд постановлений об осуществлении конституционных реформ, которые ликвидируют то, что оставалось от оппозиции.
Если быть более точным, Конституционный Суд больше не вправе выражать свое мнение о содержании законов и использовать юридический прецедент, что приводит к потере какого-либо контроля над законодательными и исполнительными органами.
Это тщательное уничтожение демократического режима и его ценностей, начало которому положила разгромная победа партии «Фидеш» в 2010 году, происходит на протяжении уже нескольких месяцев у всех на виду.
Давление было предельно очевидным и продолжительным: значительное ограничение свободы печати, политическое управление Центральным Банком, включение в Конституцию ссылок на христианскую религию и общественную полезность индивидов в качестве обязательного условия гарантии социальных прав, изъятие понятия «Республика» из той же Конституции для определения политического устройства страны, осуждение гомосексуальности, криминализация бездомных, ограничения прав женщин, освобождение от наказания виновных в расистских убийствах, усиление агрессивного антисемитизма.
Всего пару дней назад премьер-министр Виктор Орбан (Viktor Orban) наградил знаками отличия трех ультраправых лидеров: журналиста Ференца Санисло (Ferenc Szaniszlo), известного своей резкой критикой евреев и цыган, последних он сравнил с мартышками; антисемитского археолога Корнела Бокая (Kornel Bakav), который обвиняет евреев в организации работорговли в средние века; наконец, рок-музыканта Петраса Яноша (Petras Janos), гордо заявляющего о своих связях с радикальной партией «Йоббик» и ее вооруженной милицией, ответственной за череду расистских убийств цыган, и преемницей национал-социалистической партии «Скрещенные стрелы», организовывавшей уничтожение евреев и цыган во время Второй мировой войны.
Эта политическая деградация преподносит нам страшный исторический и политический урок. На протяжении XX века представительная демократия пострадала от агрессии двух главных тоталитарных систем века — нацизма и коммунизма. В настоящее время, в XXI веке, именно под напором анти-европейского, националистического, расистского и антисемитского популизма демократия рухнула в самом сердце Европы, в условиях равнодушия со стороны ЕС и подавляющего числа своих граждан и лидеров.
Поглощенный экономическими и финансовыми проблемами, слишком индифферентный по отношению к таким фундаментальным ценностям, как свобода, равенство, мир и справедливость, ЕС оставил борьбу за продвижение или, по крайней мере, сохранение демократического режима в качестве политического в своих странах-участниках.
В противовес путинской России, к примеру, Венгрия не является мировой державой, и политика с позиции силы не может служить оправданием. Так как Венгрия сильно зависима от субсидий и помощи со стороны Европы, а ЕС жестко показал на примере Греции, насколько может быть политизирована его финансовая поддержка, нельзя также и апеллировать к ее предполагаемому отсутствию свободы действий.
Основная причина, к великому сожалению, довольно проста и вызывает беспокойство: это отсутствие ответственности граждан и европейских лидеров перед лицом представительной демократии как политической системы.
Вот почему со времени своего переизбрания в 2010 году Орбан получает безотказную поддержку многих европейских лидеров; по этой же причине Еврокомиссия не использует ни один из доступных ей инструментов (имея в своем распоряжении множество) для продвижения важнейших ценностей ЕС.
К примеру, Еврокомиссия, Европарламент и Евросовет, в которых представлены страны, могут действовать сообща для принятия мер, предусмотренных статьей 7 Договора о ЕС, подписанного в рамках Амстердамского договора в 1997 году для избежания отказа от демократического режима какой-либо страной-участником ЕС. Статья 7 предполагает лишение страны избирательного права в рамках Совета в случае «потенциального нарушения ею общепринятых ценностей».
Однако в Венгрии стадия риска была пройдена довольно давно. В таком случае необходимо срочно принять меры, указанные в статье 7, в качестве первого шага к усилению ответственности ЕС за защиту демократии и ее ценностей.
Аналогично, европейское гражданское общество должно продолжить прилагать усилия по поддержанию венгерских демократов, храбро борющихся в самой стране.
Если ЕС и гражданское общество не возьмут на себя обязательства с той степенью решимости, которая необходима в такой серьезной ситуации, мы станем свидетелями ухудшения ситуации — в Венгрии и, в скором времени, и других странах — если ответственность Европы окажется недостаточной.
Проясним ситуацию: на кон поставлена сама природа европейского проекта и способность Европы сохранить наш общий и самый ценный ресурс — демократию. На протяжении нескольких десятилетий выбор между варварством и демократией не был еще так очевиден.
С соответствующей степенью решимости мы обязаны выбрать Европу и демократию.