Будущее компьютерных устройств
Собственное тело вместо игрового джойстика? Управление силой мысли инвалидной коляской? Возможность переключить композицию на плеере, просто сказав ему о необходимости это сделать? Сенсорный экран вместо мыши? Всё это уже реально, и всё это — либо настоящее, либо ближайшее будущее.
Когда в 2007 году Apple выпустила на рынок iPhone, управление которым осуществлялось почти исключительно при помощи сенсорного экрана, особой новизны в технологии сенсорного интерфейса уже не было, но интерфейс подкупил пользователей тем, что управлять им оказалось на удивление легко: ни тебе стилуса, ни постоянных ошибок при наборе текста, как это было в наладонных компьютерах в прежние годы. В результате iPhone стал не только одним из самых популярных смартфонов в мире, но и породил новый класс мобильных устройств — тачфоны. Этот термин подразумевает, что устройство имеет большой сенсорный экран, занимающий почти всю лицевую его часть. Будущее мобильных телефонов, считают многие участники рынка, — именно за тачфонами. Подобные устройства уже есть в портфеле у Nokia, Samsung, LG, HTC, Palm и других компаний. И несомненно, доля таких устройств в будущем будет только расти. Аналитики из компании Display Search прогнозируют, что к 2015 году рынок сенсорных экранов вырастет до 9 млрд долларов — в сравнении с 3,6 млрд в 2008 году. В 2008 году в мире было продано 220 млн телефонов с сенсорными экранами. К 2015 году 4 из 10 телефонов будут оснащаться такими экранами. Преимущества сенсорных экранов очевидны: весь коммуникатор в одночасье может стать либо большим дисплеем, либо большой QWERTY-клавиатурой. К тому же управлять устройством, просто тыкая в экран телефона, значительно проще и быстрее, чем управлять устройством при помощи больших навигационных клавиш.
Понятно, почему сенсорный интерфейс завоевал сначала именно этот — мобильный — рынок: отсутствие мыши и полноразмерной клавиатуры заставляет искать новые способы ввода и получения информации. Однако востребована эта технология не только в мобильных телефонах. Следующие на очереди устройства, на которых приживутся сенсорные экраны, — ноутбуки и десктопы. Hewlett-Packard уже выпустила заметные на рынке устройства: ноутбук с 12-дюймовым сенсорным дисплеем TouchSmart tx2z и десктоп с 22-дюймовым дисплеем Touch SmartIQ 506. Оба, подобно iPhone, поддерживают технологию multi-touch и стоят не слишком дорого: лэптоп продаётся компанией за 1150 долларов, а цена на десктоп зависит от комплектации, однако не превышает 2000 долларов.
Всё больше внимания уделяют сенсорным экранам как средству управления персональным компьютером и другие производители. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в новой операционной системе Windows 7 появится поддержка технологии multi-touch. В этой связи нельзя не вспомнить о том, что уже несколько лет Microsoft разрабатывает «компьютерный стол» Surface, вся «столешница» которого представляет собой огромный сенсорный экран с поддержкой multi-touch. Если такой гигант IT-рынка решил заняться этой технологией, то не такими удивительными кажутся выводы аналитиков из Gartner, которые заявили о том, что дни компьютерной мыши сочтены. Ей осталось не более пяти лет — до тех пор, пока в качестве доминирующей технологии её не заменят тачскрины и другие новые интерфейсы. Мыши меж тем в этом году исполнилось ровно 40 лет.
Сенсорные экраны не единственный новый и набирающий популярность компьютерный интерфейс. Удачный пример реализации другой революционной технологии — игровая консоль Nintendo Wii, в пульты которой встроены датчики движения и регистрации положения игрока в пространстве. В результате игра, к примеру, в виртуальный теннис или виртуальный гольф весьма серьёзно напоминает «реальные» спортивные игры. Встроен подобный модуль — акселерометр — и в iPhone, и в ряд других смартфонов.
Однако дальше всех по части игровых интерфейсов продвинулась Microsoft. К выпуску в следующем году нового поколения игровой консоли Xbox 360 компания готовит революционную технологию Project Natal. Для работы нового интерфейса на телевизор устанавливается видеокамера, считывающая действия игрока и микрофон. После обработки специальным программным обеспечением приставка распознает действия игрока в пространстве и его голос, что позволит игрокам полностью обходиться без джойстика — игровыми контроллерами станут их собственные тела. Это означает, что, например, в любой игре для того, чтобы ваш альтер эго подпрыгнул, подпрыгнуть в комнате надо будет и вам.
Ещё один интересный тренд — управление жестами. Например, для браузера Firefox уже был написан даже специальный плагин, который позволяет управлять программой жестами — их распознаёт веб-камера лэптопа или домашнего ПК. Используются подобные технологии и в мобильных телефонах компании Sony Ericsson. Речь идёт об игровой модели Yari. Главная особенность устройства в том, что это первый телефон, управлять которым можно жестами. «Играете в игры? Зачем жать на клавиши, если можно двигать всем телом? Это позволит получать больше удовольствия от игр и держать себя в форме», — говорит Кэтрин Черри, представитель компании, представлявшая телефон. Продажи этого устройства в Европе начнутся в четвёртом квартале 2009 года. О его цене ничего не сообщается, однако вряд ли стоимость этого слайдера будет заоблачной.
Немецкие учёные зашли ещё дальше: технология iPoint 3D позволяет управлять трёхмерными экранами просто жестами. При этом пользователю не понадобится брать в руки никаких устройств. Для работы технологии используется две камеры, что обеспечивает слежение за пользователем в трёхмерном пространстве. А вот японские Sony и Hitachi уже успели представить телевизоры, которые понимают жесты телезрителей: подняли руку вверх — телевизор включился, резко опустили её вниз — он выключился, провели в сторону — переключился телеканал.
С использованием технологии G-speak, которую разрабатывает компания Oblong Industries, можно управлять не только телевизором, но и компьютером и манипулировать изображениями и данными так же, как это делает герой Тома Круза в голливудском фильме «Особое мнение»: открывать, перемещать, редактировать. И делать всё это движением рук. В том, что эта технология похожа на фильм, нет ничего удивительного: создатели фильма консультировались у разработчиков G-speak. Более того, дизайн уже рабочего интерфейса, представленного компанией, сам вырос из фильма и, видимо, придётся по душе организаторам публичных презентаций.
Будущее компьютерных устройств без традиционных клавиатур и мышей гораздо ближе, чем может показаться. Собственно, оно уже началось. И если до «прямого интерфейса» в духе «Матрицы» всё же ещё далеко, то до «Особого мнения» уже рукой подать.