«Зачем искусство на войне? Хм… А зачем война в искусстве? Это очень сложный вопрос. Я думаю, что искусство – это то, что помогает во время войны выжить…»
Маленькая хрупкая девушка, новая мариупольчанка, как называет ее мэр Мариуполя, переселенка из Донецка, как называет себя она сама, Диана Берг с 2014-го воюет. Воюет с врагами Украины, воюет с гомофобией и ксенофобией, воюет сама с собой. И при этом обставляет свою линию фронта очень эстетично. Не всегда понятно, но точно – не банально.
Она стала таким крутым специалистом в этой теме – война и art, что ее даже пригласили выступить на международной конференции по этой теме – Art at risk.
Конференция проходила в Цюрихе, в богатой и благополучной Европе. Люди заплатили по 150 франков за билет, чтобы послушать Диану и таких же, как она – художников, арт-менеджеров из Ливан, Абхазии, Грузии, Сербии. И даже России.
«Меня не покидало вот это ощущение, знаешь? «Собачку говорящую пришла посмотреть…» Вот как будто я эта говорящая собачка», — говорит Диана.
Она видела сильный интерес к своей персоне и своей теме (Диана презентовала арт-платформу ТЮ, Мариуполь и — в широком смысле, — конечно, Украину). Но также видела и абсолютное непонимание той ситуации, в которой оказались миллионы людей в Украине.