Тюнинг в стиле «декотора»: когда грузовик – не только средство заработка
Помнится, недавно мы рассказывали про самый радикальный и безбашенный, как нам казалось, стиль тюнинга – гратян. Но, наткнувшись на то, о чём сейчас пойдёт речь, мы поняли, что заблуждались. Подготовьтесь к знакомству с тем, что вам не могло присниться даже в самых фантастических снах.
Повествуя о мировых тенденциях тюнинга, мы совершенно несправедливо обошли вниманием старших участников дорожного движения – грузовики и автобусы. Казалось бы, зачем подвергать доработке столь утилитарный транспорт, если не для экономии топлива и, как следствие, повышения прибыльности перевозок? Но оказывается, и в коммерческом транспорте есть «тёмная сторона», переходя на которую, обыденные понятия типа рентабельности и грузоподъёмности теряют свою значимость, уступая место креативу и самовыражению. И сейчас мы расскажем о, без сомнения, самом невероятном и самобытном явлении в этой сфере – японском тюнинге, имя которому «декотора». Готовы? Поехали!
В начале 70-х годов прошлого века, когда автомобильная промышленность Страны восходящего солнца только начинала свой путь к зениту развития, на транспортных артериях Японии стали появляться грузовые автомобили собственного производства. Isuzu, Toyota и другие компании сочли эту нишу перспективной и выпустили целую модельную гамму средне- и малотоннажных машин, чтобы составить конкуренцию доминировавшему тогда железнодорожному транспорту. К слову, преемники тех моделей в большинстве своём выпускаются и по сей день. Однако спрос на запасные части в тот период существенно превышал предложение, и касалось это в том числе кузовных элементов. Поэтому, когда нужно было оперативно вернуть в работу грузовик после небольшой аварии, в ход шли любые подручные материалы. А те из них, что для установки не годились, дорабатывались и устанавливались насильно. В качестве доноров выступала списанная после Второй мировой войны техника, догнивавшая свой век где-нибудь на задворках.
Так продолжаться, в общем, могло бы и дальше, если бы не умелые руки владельцев грузовиков. Находчивые дальнобойщики стали использовать элементы списанных боевых машин для придания своим фурам индивидуального облика. Плоскости кузова и кабины стали получать яркую окраску, а в интерьере появились аксессуары-безделушки, помогающие скрасить асфальтовые будни представителей этой профессии. Снаружи кабина дополнялась дудками пневматических клаксонов, а позади колёс устанавливались крупные брызговики всех цветов радуги. Так на дорогах островного государства стали появляться грузовые автомобили, отличные от других своим внешним видом.
Возможно, мы бы и не вспомнили сегодня об этом явлении, а оно, в свою очередь, сошло бы на нет, если бы не японский кинематограф. В 1975 году на экраны вышел фильм «Torakku Yarō» («Дальнобойщик»), который, подобно российскому сериалу «Дальнобойщики», повествовал о приключениях водителя большегрузного автомобиля. В нём главный герой путешествует на грузовике, украшенном дополнительными огнями, яркими брызговиками, хромированными колпаками колёс, а его кузов расписан изображениями гор и ветвей сакуры. Парень ведёт вольный образ жизни, разгуливая по барам и заигрывая с женщинами, а посему постоянно оказывается в эпицентре всех передряг. Фильм режиссёра Норифуми Судзуки снискал популярность и послужил толчком к дальнейшему развитию внешнего тюнинга крупных машин. Это направление получило название «декотора» – то есть «украшение, декорирование грузовиков».
С развитием японской промышленности и технологий фуры начали обрастать всё большим количеством «наворотов». На первый план для креативных дальнобойщиков вышел не сам процесс восстановления с установкой того, что попало под руку, а стремление произвести максимальный эффект в потоке. Появлялась дополнительная светотехника, в том числе прожекторы и неоновые лампы, на борта фургонов наносились всё более уникальные и сложные рисунки. Габариты транспорта начали расти в длину и ширину благодаря целым конструкциям вместо штатных бамперов. Под листами алюминия и нержавейки скрывались мощные силовые «скелеты», без которых вся мишура от тряски и вибраций попросту развалилась бы. В конце концов такие переделки стали угрожать безопасности дорожного движения, и власти путём запретов и предписаний попытались свести новомодное движение на нет. Однако им так и не удалось усмирить пыл «декоторщиков», поэтому количество уникальных грузовиков на дорогах Японии только продолжало расти.
Сегодняшнюю сцену стиля декотора можно условно разделить на три группы. Первая по уровню доработок является олицетворением того, с чего всё начиналось, но с поправкой на год выпуска транспортного средства. На таких грузовиках можно увидеть лишь разрисованные, причём порой не лучшим образом, борта, блестящие колпаки колёс да различные «побрякушки» снаружи и внутри. В них легко узнаются взятые за основу модели, а бюджет изменений минимален или вовсе равен нулю. Примеры такого бюджетного и небрежного подхода часто можно встретить не только в Японии, но и других странах Юго-Восточной Азии. Например, туристические автобусы Индии или Камбоджи щеголяют подобными «украшательствами» через одного. Правда, к стилю декотора такие машины можно отнести лишь с натяжкой – редкий их водитель имеет представление о существовании стиля, просто увешивая транспорт в соответствии с собственными вкусовыми предпочтениями.
Вторая категория по большей части «осталась» в пределах Японии и менее распространена вследствие ряда факторов. Подготовка грузовика или автобуса по канонам стиля требует больше времени и сил, чем обычно имеется в перерывах между рейсами, – это недели малярных, жестяных и электротехнических работ. Само собой, и стоимость видоизменений тут выше. Одни только световые инсталляции из лазерных и светодиодных прожекторов могут потянуть на внушительную сумму, не говоря уже о «живописи» и изготовлении крупных бамперов. Появление такого автомобиля на дороге неизменно привлекает внимание и вызывает целый ворох отзывов, как правило, восторженных.
Наконец, третий вариант – это высшая ступень развития декотора, то, к чему эта культура шла десятилетиями. Из-за сложнейших переделок такие фуры редко имеют допуск к езде по дорогам общего пользования и пребывают, в большинстве своём, на выставках и автомобильных шоу. Узнать в них взятый за основу грузовик едва ли удастся как снаружи, так и внутри. Там, где ранее существовал передний бампер, у настоящих декотора находится танцпол или другая массивная конструкция с сотнями источников света. Кузовные элементы шоу-каров покрываются позолотой или хромом – одними яркими красками тут не обойтись. Финальный результат больше похож на гигантского трансформера или космический корабль и лишь в последнюю очередь – на автомобиль для перевозки грузов.