"Дело Сноудена": Путин бросает вызов США, как в эру холодной войны
США раскритиковали Россию за предоставление убежища Сноудену. В целом пикировка обернулась "потерей лица" для Обамы и "пропагандистским успехом" для Путина, который в этом контексте выглядит защитником прав человека, пишут СМИ. Самому Сноудену адресованы иронические советы и напоминания, что западные перебежчики в России обычно "пили до беспамятства и спали с женами друг друга".
Соединенные Штаты раскритиковали Россию за предоставление убежища Сноудену. Реакция Москвы была "сдержанной и трезвой", а политики и наблюдатели сошлись на том, что этот случай не окажет серьезного негативного влияния на российско-американские отношения, пишет Neue Zürcher Zeitung. По мнению некоторых, пикировка обернулась "потерей лица" для администрации Обамы и "пропагандистским успехом" для Путина.
"Дело Сноудена" дало почву для "хорошо просчитанного противоборства между Москвой и Вашингтоном, полагает автор статьи. "И взволнованность США, и выставляемая Россией напоказ невозмутимость - это часть дипломатической игры. Сноуден остается в этой игре... мячом".
Почему в "деле Сноудена" Путин наставил нос США? Потому что он смог это сделать, пишет в Wall Street Journal Джозеф Джоффе, читающий курс "Внешняя политика США" в Стэнфордском университете.
Историю со Сноуденом автор называет "величайшей неудачей американской контрразведки" со времен супругов Розенберг, передавших Сталину ядерное ноу-хау. По его мнению, теперь в распоряжении России жесткие диски Сноудена, а на них - "больше тайн США, чем мог бы украсть целый батальон шпионов". "Во власти Путина - бесконечно ставить США в неудобное положение, публикуя самые лакомые кусочки из сокровищницы Сноудена либо угрожая это сделать, дабы принудить Вашингтон к примерному поведению".
Джоффе полагает: Путин рассудил, что Обама не даст ему отпор. "Российский лидер с самой инаугурации Обамы в 2009 году прощупывал его слабые места: вначале, несомненно, не веря своим глазам, а затем все нахальнее".
Первым проявлением слабости автор считает речь Обамы в Каире в 2009 году. Затем был отказ от размещения ПРО США в Европе и "фактический отказ" Обамы от удара по ядерным объектам Ирана. Россия, напротив, "бросает перчатку" США, пишет автор, подразумевая поставки оружия Асаду. Похоже, Обама забыл собственные слова: "В международных отношениях Америка остается единственной страной, без которой нельзя обойтись", - заключает автор.
Решение Путина предоставить временное убежище Сноудену весьма унизительно для Барака Обамы, полагает El Pais. Вашингтону становится труднее навязывать свои критерии миру, который делается все более мультиполярным. В данном случае Обама мало что может предпринять - разве что отменить встречу с Путиным.
В свой первый срок Обама стремился к примирению с Россией, но Путин ограничивался словесными заверениями, а в ключевых вопросах, например по Сирии, Россия "приняла вызов на уровне холодной войны, став сильным союзником кровожадного тирана", по мнению издания.
За счет "дела Сноудена" Путин может крупно выиграть: разоблачитель вызывает в мире сочувствие, а Путин в этом контексте выглядит защитником прав человека, заключает газета.
Обама намерен отменить встречу с Путиным один на один в рамках поездки в Россию в следующем месяце, если ситуация с убежищем для Эдварда Сноудена не изменится, пишет The Washington Times. Как сообщил в воскресенье телеканал NBC, администрация на этой неделе объявит, что встреча не состоится.
Сенатор-демократ Чарльз Шумер сказал, что встреча должна быть отменена, ибо Путин ведет себя "как школьный хулиган" и не заслуживает уважительного жеста, сказал Шумер в программе Face the Nation в эфире CBS. Он также призвал США подумать, не обратиться ли к своим союзникам с предложением вообще перенести саммит ведущих развитых и развивающихся стран из Санкт-Петербурга в другое место.
Решение России предоставить на год политическое убежище Сноудену сорвало попытку Обамы вернуть в США и отдать под суд бывшего сотрудника АНБ, пишет The Los Angeles Times.
"Мы считаем, что администрация права в своих попытках привлечь Сноудена к ответственности, - с оговоркой, что служба, которую он сослужил, разоблачив американскую слежку в интернете в захватывающем дух масштабе, может дать ему право на снисхождение", - говорится в редакционной статье.
Разоблачения Сноудена вызвали дебаты, которые давно назрели, отмечают авторы статьи, упоминая, в частности, голосование в Палате представителей относительно снятия программы слежки с финансирования.
Если последствия утечки, организованной Сноуденом, настолько благотворны, спрашивают его защитники, за что его преследовать? А вот за что, пишет газета.
Во-первых, в правовом государстве тот, кто проявляет гражданское неповиновение, должен быть готов к правовым последствиям своих действий, отмечают авторы статьи. Во-вторых, рассекречивание разведывательных операций, направленных против иностранных государств, не имеет никакого отношения к защите личной информации американцев.
"Сноуден имеет право отстаивать свою точку зрения в суде, но это не будет возможно, пока Россия укрывает его, исходя из ложного положения, что он является жертвой политических преследований", - заключает The Los Angeles Times.
"У Эдварда Сноудена все худшее впереди" - так озаглавил свой материал, опубликованный в The Times, тележурналист и писатель Джеральд Сеймур.
Судьбу перебежчика счастливой не назовешь, указывает он. Ради защиты гражданских свобод разоблачитель АНБ укрылся в стране, печально известной репрессиями. Встретив Сноудена, соратники убитой журналистки Анны Политковской, семья Сергея Магнитского и коллеги Михаила Ходорковского рассмеются ему в лицо, полагает Сеймур.
Очень немногим перебежчикам удается устроиться на чужбине, констатирует писатель, приводя в качестве примера советских офицеров КГБ Виталия Юрченко, Юрия Носенко и Олега Лялина. Британским и американским разведчикам, переметнувшимся на сторону противника, тоже приходилось несладко: они бесконечно жаловались на то, что с ними обращаются не по заслугам и плюют на их советы по внешней политике. В результате "они пили до беспамятства и спали с женами друг друга".
Сноуден получил убежище в России, но ему еще рано успокаиваться, предостерегает Сеймур. В прошлом году в США к большому возмущению Москвы русского торговца оружием Виктора Бута осудили на 25 лет. Кто может гарантировать, что русские и американцы не заключат взаимовыгодную сделку, обменяв Сноудена на Бута? Неужели страна, построившая Гуантанамо и отправившая в Пакистан штурмовой отряд для ликвидации Усамы бен Ладена, позволит Сноудену спокойно дожить до старости, когда расплату так легко осуществить? - задает риторический вопрос автор.
У обличителя был выбор, обращает внимание Сеймур. Он мог опубликовать тяготившие его совесть секретные материалы и сесть на крыльце дома в ожидании ФБР. Он мог стать героем-мучеником и рассчитывать на оправдательный приговор суда присяжных. Вместо этого он сбежал, сожалеет Сеймур.
"Одного года вряд ли хватит, чтобы изучить такую странную и огромную страну, как Россия", - замечает корреспондент Time Саймон Шустер. Он составил для Сноудена список того, что обязательно надо сделать в России.
Например, Шустер советует Сноудену непременно заглянуть в Госдуму, где у него "завелся фанклуб (один депутат даже поклялся выдвинуть его на Нобелевскую премию мира)". К тому же в столовой Госдумы самые дешевые обеды в Москве: борщ, салат и котлета "из мяса, о котором лучше не расспрашивать", за 100 рублей.
Автор предлагает Сноудену пообщаться "со вторым по известности беженцем, укрывающимся в России", - побывать у Депардье в Саранске, а затем посетить в колонии Надежду Толоконникову. Можно съездить в оплот буддизма и неофициальную шахматную столицу - Калмыкию (по некоторым сведениям, Сноуден - буддист). Даже если Сноуден хранит верность своей подруге с Гавайев, продолжает Шустер, вполне возможна случайная встреча со "ставшей светской львицей" Анной Чапман, а тут уж "сопротивление будет бесполезно".
"Когда похолодает, спрятаться в бане", - таков еще один совет Шустера. Сноуден вряд ли знает, что такое русская зима. Ему придется выучить термин "ледяной дождь" ("Все покрывается льдом, а, едва начинается оттепель, с крыш начинают соскальзывать словно бы гигантские летучие бритвы", - живописует автор). Россия тысячу лет существует в ужасном климате, но пока не решила базовые проблемы - например, как очищать тротуары ото льда. Итак, автор советует Сноудену укрыться в Сандуновских банях. Единственный способ согреться - "попросить, чтобы тебя стегали березовыми ветками в комнате, где жарко, как над кузницей". Водка тоже поможет.
Наконец, Шустер указывает на два заведения в центре российской столицы: "Щит и меч" близ Лубянки (по словам Шустера, туда ходят в основном туристы и пенсионеры) и "Главпивторг" неподалеку - "излюбленное место действующих сотрудников спецслужб", бравирует своими познаниями автор.