СНБО своим решением задекларировал возможность гибели людей в результате военных действий , - мнение юриста
Известный николаевский юрист Владимир Тимошин проанализировал Указ №875/2014 «О решении Совета СНБО от 04.11.2014 «О неотложных мерах по стабилизации социально - экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях», подписанный президентом Украины 14 ноября. Свое разъяснение он разместил на своей странице в «Фейсбук». Полагаем, что юридический аспект принятого решения по Донбассу может быть интересен нашим читателям.
Президент Украины, в соответствии со ст.107 Конституции Украины, 14 ноября 2014 года подписал Указ №875/2014 «О решении Совета СНБО от 04.11.2014 «О неотложных мерах по стабилизации социально - экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях», которым ввёл в действие это решение.
В указанном Решении СНБО, а именно в п.7 Министерству иностранных дел Украины и Министерству юстиции Украины поручено в недельный срок обеспечить направление заявления от имени Украины в адрес Генерального секретаря Совета Европы о введении Украиной на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с существующей опасностью, которая угрожает нации, мер, которые отступают от обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Обеспечить информирование мировой общественности, влиятельных иностранных политических, правительственных, деловых и культурных кругов, а также иностранных средств массовой информации о причинах отступления Украины на основании ст.15 Конвенции от обязательств по этой Конвенции.
Хотелось бы разъяснить ст.15 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Статья 15 гласит:
«Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях»
1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.
3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении существования Конвенции в полном объёме.
Статья 2 Конвенции «Право на жизнь», на которую имеется ссылка в ст.15 гласит:
1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
(а) для защиты любого лица от противоправного насилия;
(b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
(с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа
Таким образом, декларируется возможность гибели людей в результате правомерных военных действий.
Можно отступать от всех прав человека. Ограничением является лишь: «пытки и унижающее достоинство обращение или наказание (ст.3 Конвенции): Содержание в рабстве или подневольном состоянии (п.1 ст.4 Конвенции); Привлечение к ответственности за деяния которое не является уголовным преступлением (ст.7 Конвенции).
При применении ст.15 Конвенции возможно:
Привлекать граждан к принудительному или обязательному труду (ч.2 ст.4 Конвенции)
Граждане лишаются права на свободу и личную неприкосновенность, которая гарантирована ст.5 Конвенции.
Лишаются права на справедливый суд. Ликвидируется понятие «Презумпция невиновности». Лишаются права на юридическую защиту (ст.6).
Лишаются права на уважение к своей личной и семейной жизни (ст8)
Лишаются право на свободу мыслей, совести и религии (ст.9)
На свободу выражения взглядов (ст.10)
Право на брак (ст.12)
Исходя из смысла ст.15 Конвенции – возможно принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств.
Ни в Указе Президента, ни в Решении СНБО не определена степень отступления от обязательств, т.е. не определено: какие из перечисленных прав могут быть ограничены.