Хосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадров

12.03.2010 в 18:25
В Николаевском областном центре профилактики и лечения больных ВИЧ/СПИДомХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровВ областном противотуберкулезном диспансереХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадровХосписные палаты в николаевских медучреждениях: одна из проблем — недостаток кадров

Сегодня Николаевский областной благотворительный фонд борьбы с туберкулезом «ВИТА-ЛАЙТ» организовал для журналистов рейд по хосписным палатам Николаева.

Хоспис — это учреждение, где находятся больные уже в той стадии, при которой медицина бессильна их излечить. Таким людям оказывается паллиативная помощь (симптоматическая), направленная на снятие болевых симптомов, предотвращение тошноты, избавление человека от страданий. Идеология хосписных учреждений заключается в том, чтобы дать неизлечимо больному человеку возможность умереть без мучений, обеспечить ему комфортный уход из жизни.

Сначала мы посетили хосписное отделение в областном центре профилактики и лечения больных ВИЧ/СПИДом. Хосписные палаты (их две — мужская и женская) здесь были открыты в 2006 году. Они рассчитаны на десять мест, но в настоящее время в отделении пребывают семеро больных.

За средства гранта, выигранного в 2007 году, были отремонтированы палаты и приобретено необходимое оборудование.

В каждой палате есть кровати, прикроватные тумбочки, штативы для произведения капельных инфузий, недалеко — ванна, столовая и т.д.

В хосписе лежат больные, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. К такой работе привлекают и родственников (лучше, чем родные, за больным ведь никто не поухаживает). Приходят и представители религиозных общин. Они могут поддержать больных словом, напутствием, оказать не только духовную, но и материальную поддержку — купить фрукты, соки, памперсы и т.д. Но непосредственный уход за больным — перепеленать, покормить, перевернуть, помыть, сделать укол — ложится на плечи медицинских работников. Было бы неплохо, говорит заведующая стационарным отделением Светлана Стаханова, чтобы в каждой палате были своя медсестра и младший медицинский работник. Но пока этого нет, имеющихся ставок катастрофически не хватает.

В учреждении есть психолог, который оказывает поддержку больным, их родственникам и самим сотрудникам, потому что находиться в постоянном контакте с тяжело больными — очень нелегко.

Терять близкого человека — всегда больно. Неудивительно, что многие родственники не смиряются со своей участью и требуют не хосписной помощи для больного, а полноценного лечения, даже когда от него пользы уже никакой.

Но бывают случаи, когда родственники сами отказываются от лечения и просят не проводить уже никаких манипуляций.

Есть родственники, которые не могут, чтобы конец наступил дома. Они психологически не готовы. Им лучше, чтобы это случилось в лечебном учреждении.

А есть и такие, которые, в случае наступления у больного терминального периода, просят забрать его домой. Чаще всего они объясняют это так: «Мы хотим выполнить все его последние желания». Больной может захотеть какой-то еды, которую ему готовили дома, увидеться со своими родными, друзьями, решить какие-то важные вопросы (с детьми, с жильем, с наследством) и т.д.

Остро стоит и проблема захоронения, если больной не имеет родственников. Раньше выделялись средства на захоронение из городского бюджета. В прошлом году этот пункт отменили, одного умершего удалось похоронить лишь с помощью церкви.

Период пребывания в хосписе у разных людей очень разнится. Все зависит и от заболевания, и от его течения, и от того, насколько оно уже осложнено на момент попадания в хоспис. Есть больная, которая лежит периодически месяц-два, выписывается домой, там побудет, а через какое-то время снова возвращается в палату.

Один из пациентов пришел из тюрьмы. Жилья у него нет. Социальные службы помогли восстановить ему документы. Мужчину могли бы отправить в приют для лиц без определенного места жительства, но там нужны трудоспособные, а этот человек, в силу осложнения заболевания, работать уже не может.

Иными словами, хоспис решает не только проблемы медицинские, но и социальные, жилищные, личные и т.д.

И если хосписное отделение в областном СПИД-центре может свободно отпустить своего пациента домой на побывку, то в областном противотуберкулезном диспансере, что в Сливино, это строго запрещено. Причина проста: туберкулез, в отличие от СПИДа, передается воздушно-капельным путем.

Четвертое отделение диспансера — это отделение, в котором лежат больные с более сложной формой ВИЧ/СПИДа — т.н. ВИЧ-ассоциированный туберкулез, когда ВИЧ-позитивный человек, вследствие прогресса болезни и ослабления иммунитета, получает вдобавок туберкулез.

Две хосписные палаты здесь были открыты в конце 2007 — начале 2008 года. В хосписе находятся 12 больных, хотя палаты рассчитаны на десять.

Как рассказали журналистам заместитель главного врача по медицинской работе Павел Свердлов и заведующий отделением Иван Петрук, основные жители данного хосписа — бомжи и лица, которые не раз бывали в местах лишения свободы. У многих из них нет родственников. А если и приходят посетители, то общаются с больными в защитных масках и одеяниях.

Здесь нет своего психолога, хотя он очень нужен: у больных могут быть нервные срывы с непредсказуемыми последствиями. Пару раз в неделю хоспис посещает психолог, которого направляет туда фонд «ВИТА-ЛАЙТ», но сами врачи отмечают: одно дело — приходит, другое дело — штатный, повседневный работник, к которому и больные, и медперсонал могли бы обратиться в любую минуту.

В декабре 2009 года были открыты две хосписные палаты в областном госпитале инвалидов войны. Председатель правления НОБФ по борьбе с туберкулезом «ВИТА-ЛАЙТ» Эдуард Горбатенко отметил, что в данный момент заканчивается «техническая часть». Где-то через месяц начнут набор людей, и это будет третье медицинское учреждение, где функционируют хосписные палаты.

В настоящее время наибольшую помощь хосписным учреждениям оказывают благотворительные фонды, религиозные организации и волонтеры. Государство ничего не выделяет на хосписы и паллиативную помощь, поскольку нет законодательной базы — ни положений, ни стандартов, ни национальной программы.

Но прогресс все же есть. В изданном недавно приказе МОЗ предусмотрено создание областных программ, формирование специалистов, план на год и ближайшие три года. В областном управлении здравоохранения уже были отработаны предложения и направлены и в Министерство.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив