«Поле чудес», часть вторая. Или как Госказначейство «зажало» для нас наши же деньги
Госказначейство не дает областям распоряжаться их же заработанными деньгами, из-за чего страна стоит едва ли не на пороге дефолта. Об этом говорил на сегодняшней пресс-конференции губернатор Николаевской области Алексей Гаркуша.
Все средства, которые зарабатывает Николаевская и все остальные области, и которые поступают из Госбюджета в виде субвенций, хранятся в таком себе «банке», который называют Государственным казначейством. Многие расходы были запланированы изначально (наперед) и прописаны в финансовых документах. Однако ни наша, ни многие другие области не могут воспользоваться своими средствами, поскольку Государственное казначейство не оплачивает платежи местных бюджетов. И это даже притом, что бюджет за 2009 год наша область перевыполнила.
- То, что творится, объяснить в цивилизованном, даже нецивилизованном, государстве очень сложно, - сказал Гаркуша.
Особенно тяжко это сказывается на строительной отрасли, там, где требуются капитальные вложения. Деньги нужны, они даже предусмотрены... но их нет!
Как рассказал губернатор, в казначейство приносят платежки, говорят, что такой-то объект профинансирован и нужно взять средства на его достройку или на оплату работ, если объект уже сдается в эксплуатацию. В казначействе просят три дня. Когда эти дни проходят, звучит очередная «отмазка» - мы только сегодня, мол, зарегистрировали, нужно ждать еще пять дней.
Распоряжением главы ОГА была создана специальная комиссия в составе финансистов, работников внутренних дел, Службы безопасности Украины; уже третий день она занимается изучением этого вопроса. Хотя за три дня, как отметил Гаркуша, такие проблемы не решаются.
На утро 29 декабря на счетах Госказначейства были заблокированы 28 млн наших денег, на утро 30 декабря – 17 млн. гривен (в том числе и деньги по «Ташлыкской программе», которые поступали из Государственного и областного бюджетов).
В соседних областях ситуация еще хуже: на Херсонщине сумма «неоплаты» переваливает за 150 млн., в Одесской области — за 120. Не допустить такого же и в Николаевской области помогло то, что, как сказал губернатор, «в какой-то степени раньше среагировали на ситуацию и удалось получить больше денег».
Относительно сложившейся ситуации облгосадминистрация обращалась к Премьер-министру, в Госказначейство, в областную прокуратуру.
Тем не менее, Гаркуша пояснил, что ситуация для страны не новая — подобное происходило «не только при этом правительстве».
- Проблемы «партизанщины» в этих вопросах были не только при этом правительстве. Были случаи, когда определенные затраты, особенно капитального характера, планировались на четвертый квартал. В четвертом квартале — на декабрь, а в декабре — на 24 декабря. 24 декабря средства должны были поступить на строительство того или иного объекта, ставилась «птица», что область профинансирована. 25-го эти средства, в связи с тем, что они не использованы, возвращались в центральный бюджет. И получалось так: правительство хорошее, оно все профинансировало, нашло дурака, который будет отвечать, который, видите ли, за ночь не построил школы, больницы и все остальное, и рассказывают, какое оно умное. Эти средства направлялись потом на соответствующие социальные повышения. Это тоже делалось в предвыборные годы очень часто. Это не характерно только для этого года...
Но если раньше были какие-то нормативные документы, в которых объяснялось, почему де юре объект профинансирован, а де факто деньги не поступили, то сейчас даже этого нет.
- Финансируется только заработная плата. Все остальное — это незащищенные статьи по бюджету, строительство, экологические программы... Они там разрешили закрыть. Хотя попытка была в пятницу уже прекратить все, - многозначительно сказал губернатор.
- Я понимаю, что Украина оказалась в сложной ситуации. Год заканчивается, денег нет, МВФ ничего не дает. Выход какой? «Закрыть» зарплаты и прекратить финансирование, накопить средства, выплатить 4 января пенсии и рассчитаться с Россией за газ. Но не все знали и знают, что кредиты у МВФ брались на очень короткую перспективу (на два-три месяца) под очень большие проценты. И в январе МВФ надо заплатить 30 миллиардов. В этой ситуации уж очень попахивает дефолтом. Я не хочу пугать, но финансовая ситуация непростая, а дефолт сам по себе – это уже чрезвычайная ситуация...