Южно-Украинская АЭС предупредила мэра Пароконного о последствиях передачи объектов теплоснабжения в частные руки
Южно-Украинская АЭС предупредила мэра Пароконного о последствиях передачи объектов теплоснабжения в частные руки
Об этом говорится на сайте Южно-Украинской АЭС.
Официальная позиция предприятия
Как показывает практика, законодательство Украины предусматривает возможность передачи в концессию целостного имущественного комплекса локального уровня – водоканалов, теплосетей и тому подобное. Однако уровень прозрачности таких взаимоотношений в Украине далёк от западных аналогов, где концессия является успешной практикой и как форма государственно-частного партнерства используется более ста лет.
Украинская концессия превращается в типичное перераспределение имущества или юридически оформленное длительное воздействие финансово-политических групп на «ресурс» и политическую ситуацию в крупных городах. В процессе реализации вроде бы благородная инициатива может получить немало проблем и привести к негативным социально-экономическим последствиям.
Перспективы привлечения любого инвестора в сферу теплоснабжения фактически равны нулю. Ведь сфера теплоснабжения, и в первую очередь тарифообразования, является зарегулированным процессом, и этот фактор имеет достаточно высокий уровень политизированности.
Заинтересованность руководства города в передаче коммунального имущества в концессию частным структурам, по мнению руководства ЮУ АЭС, имеет совсем другую подоплеку:
во-первых, концессия теплосетей предоставит возможность непосредственно влиять на вновь избранное руководство города после окончания срока полномочий нынешнего городского головы. Примерно в таких же обстоятельствах в свое время оказались жители шестидесятитысячного микрорайона Белой Церкви, став заложниками баталий между представителями двух политических группировок, которые не могли поделить теплосеть. Тогда зимой жилые дома остались без отопления;
во-вторых, концессия позволит обезопасить себя юридическими предохранителями и контролировать предприятие от двух до тридцати лет. Как следствие, этот контроль может получить в распоряжение очень крупные финансовые ресурсы, поступающие от потребителей услуг. Эти деньги можно «непрозрачно» распределять, предоставляя преимущество аффилированным с бенефициарами предприятиям;
в-третьих, концессионный договор предусматривает инвестиции в объект оперативного управления. Как следствие, на инфраструктурные объекты можно тратить не только собственные средства, как обещано в начале концессионных взаимоотношений, но и брать в долг у западных банковских учреждений.
Должны предупредить, что для населения города передача в аренду или концессию коммунального имущества абсолютно не гарантирует качественного предоставления услуг по теплоснабжению или водоотведению. Ведь владельцы новых структур теплоснабжения прежде всего будут заинтересованы в получении максимальной прибыли, а их можно будет получить, например, от манипуляции с энергоносителями.
Кроме того, может возникнуть ситуация, когда в случае неудовлетворительных температурных режимов или отсутствия тепла и воды в квартирах окажется, что не известно, на кого нужно будет жаловаться, ведь не исключено, что новые владельцы смогут находиться даже в оффшорах. То есть интересы общества не будут защищены, а невыполнение или некачественное выполнение услуг станет проблемой самих абонентов.
Вывод: концессия в Украине при несовершенном законодательстве и высоких экономических рисках неэффективна.
Следует учесть, что при заключении концессии работники КП ТВКХ подлежат сокращению, ведь новый держатель теплосетей – не коммунальное предприятие, он не нуждается в таком многочисленном штате работников. А Южноукраинский городской совет больше не сможет, даже теоретически, поддерживать предприятие по теплоснабжению финансово. Ведь в отличие от коммунального предприятия юридические лица получат теплосети в концессию, следовательно – им поддержка из местного бюджета не предусмотрена.
Опираясь на вышесказанное, подчеркиваем:
1. Лучшей инвестицией в коммунальное имущество может быть только часть прибыли, полученной от хозяйственной деятельности юридического лица, и концессия – не панацея.
2. По нашему мнению, единственное препятствие для нормального ведения хозяйственной деятельности КП ТВКХ – это политика, которую проводит городской голова.
3. Возможно, замыслом городского головы может быть попытка освобождения из-под ареста средств КП ТВКХ, чтобы и дальше продолжать уклоняться от выполнения решений суда, вынесенных в пользу ОП ЮУАЭС.
4. Использование механизма концессии требует профессионального и ответственного подхода городских властей к подготовке условий проведения соответствующих конкурсов и разработке проектов концессионных договоров.
Особое внимание следует обратить на то, что предоставление качественных услуг по теплоснабжению, в том числе и горячей воды, зависит не от формы собственности имущества, а от того, насколько эффективно работает КП ТВКХ.
Указанный тезис полностью опровергает утверждение Пароконного В. К. о том, что концессия позволит «сохранить качество, обоснованность цен на указанные услуги… и главное – вовремя и в полной мере рассчитываться с АЭС за полученные коммунальные ресурсы». Ведь установление адекватных, экономически обоснованных тарифов само по себе способствует восстановлению платежеспособности.
С целью улучшения финансовых и хозяйственных правоотношений, сложившихся между ГП «НАЭК «Энергоатом» в лице ОП ЮУАЭС и КП ТВКХ, предупреждаем Южноукраинский городской совет и руководство КП ТВКХ о том, что обязательным условием начала отопительного сезона 2018-2019 гг. будет погашение в полном объеме задолженности за поставленную ранее тепловую энергию.