Выжившие бойцы рассказали, как им удалось выбраться из «иловайского ада»
Иловайская трагедия войдет в анналы отечественной истории. В мясорубке полегли сотни украинских бойцов. Те, кому удалось выжить, рассказали журналистам, как им удалось выбраться из «иловайского ада».
У жителя Львова Игоря Ярославского трое детей, младшему чуть больше года. Сорокашестилетний Игорь с первых дней был в Киеве на Майдане. Когда в апреле началась активная фаза антитеррористической операции, Игорь пошел добровольцем в батальон «Днепр-1».
«Больше месяца мы потратили на учения. Для тех, кто служил в армии, учения дали не слишком много опыта. Они нужны молодым. После прохождения полуторамесячных учений, в начале июля нас отправили в Донецкую область», - рассказывает он.
До середины августа Игорь не участвовал в боевых действиях. «Боевым крещением» стал Иловайск.
Батальон «Днепр» штурмовал город несколько раз. Только им удавалось закрепиться, как противник выбивал бойцов с занятых позиций. Точные числа, когда что происходило, Игорь не называет. У абсолютного большинства военных, которые участвуют в боевых действиях, день смешивается с ночью.
Через несколько дней напряженных боев украинских воинов взяли в кольцо. Бойцы находились в 14-ой школе, провианта хватало.
«Вечером 27 августа нам объявили о создании «зеленого коридора». Сказали, мол, беспрепятственно выйдем из окружения. Рано утром нас собрали, мы сели в грузовые автомобили и автобусы, впереди колоны ехал российский БТР с белым флагом. Колонна благополучно проехала два блокпоста сепаратистов, а через несколько часов в районе Старобашево наших солдат начали обстреливать со всех сторон», - рассказывает боец батальона.
Во время обстрела Игорь Ярославский находился в кабина грузовика. Он выпрыгнул в канаву, а большинство его сослуживцев, которые находились в кузове, расстреляли. Раненый Ярославский дополз до лесополосы, где его взяли в плен сепаратисты. О подробностях своего пленения боец предпочитает не распространяться, говорит лишь, что не жалеет о своем выборе взять в руки оружие.
«После меня передали русским, а потом в Красный крест, - вспоминает боец. - Конечно, было страшно, но я ни о чем не жалею. Готов защищать Украину до конца».
Жена Игоря Марта, которая приехала со Львова в Днепропетровск навесить мужа, уверенно говорит: «Я вышла замуж за настоящего мужчину!».
Более подробно о пленении рассказывает молодой товарищ Игоря Ярославского, который до войны 2014 года не служил в армии - Артем Кравченко.
Видно, что Артему нелегко говорить – несколько пулевых ранений дают о себе знать. Но держится он бодро, много шутит с персоналом больницы, пишет Сегодня.
«Из близких людей у меня только мать и девушка, - говорит Артем. - Хоть это было и тяжело для них, родные не сопротивлялись моему решению ехать в зону АТО».
Артем из Днепропетровсой области. Поэтому пошел добровольцем в батальон «Днепр». «Сначала мы прошли 8 недель изнурительных учений. Выдержали не все добровольцы. Некоторые, что называется, сошли с дистанции. Решили в зону АТО не ехать. Тех, кто выдержал, послали под Иловайск», - рассказывает он.
Первое же испытание для «зеленых» бойцов – разведка боем. Артем Кравченко сразу же попал под обстрел, после украинских бойцов окружили. Но настоящий ужас случился уже в день выхода их окружения – 28 августа.
«Мы долгое время находились в неведении, -вспоминает Артем, - а под обстрел я попал, когда ехал в автобусе, все было очень внезапно. Палили из всех видов оружия».
Парень получил две пули в плечо, потом ему прострелили и вторую руку, после ногу. Когда стрельба закончилась, он притворился мертвым.
«Когда настала ночь, я отполз в лес, видел, как едут колоны российской техники»,- рассказывает Артем. На следующий день раненый дополз до близлежащего села – Катериновки. Он настолько хотел пить, что в первом же дворе он подполз к свинарнику и напился воды из корыта.
Он остался лежать перед входом в дом. Через некоторое время пришел хозяин. Мужчина поддерживал идеи «ДНР», но раны украинскому бойцу перевязал. Хозяин дома сказал: «Я отдам тебя русским». Через некоторое время Артема забрали регулярные войска РФ. В плену к нему относились сносно – вдоволь кормили и поили. Рассказывали о том, как хорошо быть солдатом русской армии, что им платят больше 60 тысяч рублей в месяц, спрашивали о «Правом секторе», «детских концлагерях», «киевской хунте». Артем говорил, что это все мифы. Через день парня передали «Красному Кресту» и отправили в Днепропетровск.
Снайперу из батальона «Донбасс» Александра Бондаренко с позывным «Монах» повезло меньше. Во время выхода из «коридора» в него попало несколько пуль. Большинство товарищей полегли. Сепаратисты обращались с Бондаренко не лучшим образом.
«Били по простреленной ноге. Девяносто человек-пленных возили на огромной скорости в кузове грузовика и резко тормозили», - вспоминает Бондаренко.
По его словам, его группа раненых сдалась в плен, потому что хотела выжить и дать возможность уйти из-под обстрела бойцам, которые остались невредимы. Бойцам пришлось несладко. Когда катания на большой скорости прекращались и наступала ночь, людей заставляли выходить из грузовика. Их оставляли ночевать на холоде. У многих перед этим полностью забирали одежду. Давали пить только болотную воду, но во избежание кишечной инфекции один из врачей добавлял в нее специальные таблетки. Особо рассказывать больше ничего Бондаренко не хочет, но защищать родную землю до последней капли крови готов.
«Когда «подремотируют», поеду снова воевать за Украину», - говорит снайпер батальона «Донбасс» Александр Бондаренко.