В рамках фестиваля «АртЛистопад-2010» Митя Фенечкин представит свою вторую персональную выставку работ
Вторая персональная выставка работ Мити Фенечкина в галерее «На Спасской 45» в рамках фестиваля «АртЛистопад-2010» состоит из двух частей: графических иллюстраций к книге Тани Грачевой «Ероль на каникулах» и собственно авторских работ, выполненных в различных графических техниках, включая компьютерную графику.
Название выставки, предложенное автором, вполне объясняется следующим его комментарием: «Во всех работах внутренний мир персонажей выходит наружу, обрастает вокруг…не нужно искать какой-то в этом смысл. На картинах показана такая реальность, в которой все переживания, ощущения, воспоминания героев едины и сплетаются с окружающим, все существует нераздельно, отсутствуют привычные масштабы, все принимает любую форму и размер, так как материальности в этих картинах нет, и любой образ, если его проассоциировать с этой нашей привычной реальностью, не будет просто девочкой или мальчиком, человеком или велосипедом, это скорее их архетип… все относительно и для этой и для других реальностей, большое и маленькое меняются местами, ходят за руку и приобретают, и теряют качества друг друга».
Таким образом, мы имеем вполне сюрреалистическую парадигму, хотя автор определяет свой мир не как «сюр», а как «инфра».
Однако метод все тот же: соединение несоединимого - реального и сновидческого, внешнего и внутреннего, обыденного и художественного. Слово же «архетип», отсылающее нас к глубинной психологии юнгианского типа, появляется здесь неслучайно.
Юнг определяет архетип как некую пустую форму, наполняемость содержанием которой и качество последнего зависит от личного психического опыта индивида.
Поэтому «хорошее» по форме может быть «плохим» по содержанию и наоборот, и всякий архетип в интерпретации разных индивидов будет сам себе неравнозначен.
В искусстве сюрреалистической направленности это правило работает с замечательной эффективностью. Когда вы не пытаетесь подчинить творческий процесс какой-то строгой концептуальной установке, а отдаетесь ему, как мы отдаемся сновидениям, или предаемся воспоминаниям, которые структурируются по тому же принципу разрастания и наполнения, вы идете на поводу у формы, которая развивается по законом своей собственной, в общем-то, нечеловеческой логики.
Поэтому в конечном итоге мы получаем «странные» работы – все как будто бы узнаваемо, все вполне похоже на себя, но находится в таких сочетаниях и взаимосвязях, которые мы не встречаем в реальности, если не подразумеваем у нее приставок вроде «сюр», «сверх», «инфро» и тому подобное.
В этом отношении Митя Фенечкин замечательный мастер «наворачивания формы» - все в его работах прорастает, трансформируется, перетекает, мультиплицируется, переворачивается и выворачивается, и при этом сохраняет пластическую гармонию.
То есть как во сне – какая бы фантастика вам не приснилась, выражается она в формах реалистичных и выглядит вполне убедительно, даже если вы еще во сне понимаете, что это сон.
И вряд ли у вас возникнет ощущение, что ваш сон как-то неправильно построен – он может вам не нравиться по содержанию, быть даже кошмаром, но у вас не возникнет сомнений относительно его формально-пластической выразительности и адекватности.
Так и в случае с творчеством Фенечкина, которое представляет собой замечательный и абсолютный «антоним» выставке Андрея Домбровского с ее приматом концептуальности над визуальностью.
Вам может это нравиться или не нравиться, но вам точно будет на что посмотреть, вас будет затягивать визуально, вы будете подолгу заняты каждой работой, рассматривая детали и пытаясь вскрыть смысловые пласты (что само по себе занятие в данном случае достаточно бесполезное).
Даже если в конечном итоге вы скажете, что ничего тут не поняли. И не надо. Это всего лишь сон.