В Николаеве обсудили формирование новой политической элиты в Украине. «Наверх поднимается то, что поднимается»
Как, когда и при каких условиях в Украине сформируется новая элита? Возможно ли это? Да и нужна ли нам она в принципе?
Ответить на эти вопросы пытались участники «круглого стола» (представители политических сил, молодежных организаций и преподаватель вуза), который состоялся сегодня в бизнес-центре «Александровский».
Преподаватель НГУ им. Сухомлинского, кандидат политических наук Наталья Николаенко убеждена, что политической элиты в современной Украине нет — есть лишь формализованный круг людей, который мы именуем элитой.
Современная политическая элита в Украине в целом представляет из себя выходцев из партийно-номенклатурной среды. Это притом, что во всех государствах, которые входят с Украиной в Варшавский договор, номенклатурная элита большей частью была отстранена от власти.
- У нас же она просто сменила табличку. Райком партии — сменена табличка на «районная государственная администрация», - сказала Николаенко. - Добавили немножечко «шароварщины», «украинскости», выучили язык и, таким образом, сформировалась региональная политическая элита. Все это происходило и на уровне центральной власти.
Проблема еще и в том, что «старая» политическая элита просто не пустит молодежь на свои места, и уж тем более — не позволит кому-либо «новому» руководить ею. От своих позиций она не откажется — будет делать все, чтобы воссоздать такую же элиту. Заскочил, условно говоря, в «поезд» — действуй так, как старшие товарищи.
И в этом («старая элита продуцирует себе подобных») с ней согласился глава областной организации Народного руха Украины Юрий Диденко.
- Украинская политическая элита — это такой же миф, как и украинская рыночная экономика, - сказала кандидат политических наук.
Известный николаевский общественник Игорь Иванников полагает, что тот господствующий слой, который мы гордо и богобоязненно называем «элитой» - это скорее тусовка. И попасть в эту «тусовку» значительно проще, будучи чьим-то родственником или знакомым (водителем, секретарем и т.д.), нежели, например, показав свою эффективность и способность принимать какие-то решения.
Элита должна быть собранием лучших людей, но в нашей стране этого не наблюдается, считает представитель «Демократического Альянса» Юлия Гречка. Нынешняя элита является «всего лишь теми людьми, которые каким-то образом после независимости или за годы независимости оказались в верхушке нашей власти».
Но так быть не должно. По мнению заместителя председателя областной организации «Фронта перемен» Анатолия Дьякова, политическую элиту должны формировать люди, которые, прежде всего, соответствуют основным требованиям: образованность, профиль и т.д. Эти люди должны быть специалистами, профессионалами и состояться в той или иной отрасли, чтобы иметь возможность правильно анализировать ситуацию и принимать адекватные, разумные решения.
Представитель «Молодежного информационного агентства» Максим Гардус предложил не ударяться в излишний романтизм. Политическая элита в Украине ЕСТЬ, потому что есть группа людей, которая управляет государством. И другой она не станет, потому что не может стать по определению.
- Никакого другого пути формирования элиты, чем во всем мире, мы не найдем, - сказал он. - Элита формировалась, формируется и будет формироваться из бизнеса. Государство у нас пока что капиталистическое. Смены строя в обозримом будущем у нас не предвидится.
Бизнес-группы будут формировать партии. А партии — это всего лишь политические надстройки бизнес-интересов (так сказать, инструмент решения проблемы и лоббирования интересов).
- Есть такая мысль, что элита — это взбитые сливки: вверх поднимается лучшее. Ну, у нас наоборот — наверх поднимается то, что поднимается, - как бы между прочим сказала Наталья Николаенко.
И привела в пример одного из министров, который в трудовой книжке имеет лишь одну запись — министр. И дело здесь не только в соответствии или несоответствии данного человека занимаемой должности, но и в дискредитации самой элиты и ее представителей.
Как бы мы ни критиковали сейчас советскую власть (а есть за что критиковать, считает Николаенко), при ней все-таки была определенная постепенность, системность — человек с одной должности поднимался на другую, и за этой иерархией стоял определенный незыблемый порядок: хочешь подняться выше и стать элитой — не уставай доказывать, что ты МОЖЕШЬ работать.
У нас же, как определили участники «круглого стола», наоборот — функциональная элита преобладает над качественной.
Если говорить о смене «старых» на «новых», то очень часто люди обманывают сами себя. Об этом сказал Юрий Диденко. И привел в пример Сергея Тигипко.
- Общественность пять лет его не видела. Теперь же мы вытащили старый торшер и говорим: ой, он же как новый!
Лидер Всеукраинской молодежной общественной организации «Демократический Альянс» Василий Гацько сказал, что одной из предпосылок возникновения «другой» элиты в Украине так или иначе должно было бы стать политическое банкротство сегодняшних политических игроков. Все социологические исследования показывают, что они утратили доверие, бесконечный популизм уже всех «задрал». Наиболее благоприятной средой, которая могла бы дать обществу эту элиту, является гражданское общество, но... и его у нас пока что нет.
Сменить форму с одного политического проекта на другой не получится — люди стали умнее и смогут отличить один суррогат от другого. Нужна внутренне-партийная реформа, которая осуществлялась бы на основе ценностей. Ценностей, которые будут внедряться в партии тремя путями: путем воспитания людей, путем внутрипартийного диалога, и путем практики — воплощением ценностей в конкретные решения и действия.
А вот лидер Николаевского молодежного муниципалитета Александр Максименко считает, что политическую элиту не надо пытаться изменить — она сама себя изменит. Конкуренция (как с другими партиями, так и внутри партии) будет вынуждать ее совершенствоваться, становиться лучше.
- Единственный способ формировать политическую элиту — это ее критиковать путем усиления гражданского общества. Это единственный, на мой взгляд, механизм подталкивать политическую элиту, чтобы она становилась более эффективной, более совершенной, более моральной.
Но и здесь не все так просто, как может показаться. Если на политической арене и появятся новые люди (суперморальные, суперответственные), которые могли бы стать новой элитой, то не факт, что избиратели ЗАХОТЯТ менять их, отказываясь от тех, к которым уже привыкли. Да и не факт, что уже состоявшиеся политики захотят, чтобы кто-то НОВЫЙ занял их место...