Услуги в областном бюро судмедэкспертизы бесплатные, но от благотворительной помощи никто не отказывается

22.09.2011 в 14:36
Услуги в областном бюро судмедэкспертизы бесплатные, но от благотворительной помощи никто не отказывается

Услуги в областном бюро судмедэкспертизы бесплатные, но от благотворительной помощи никто не отказывается

 

Сегодня в облгосадминистрации прошла пресс-конференция, посвященная деятельности Николаевского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. На вопросы журналистов отвечали и.о. начальника управления охраны здоровья облгосадминистрации Юрий Дячук, начальник областного бюро судмедэкспертизы Сергей Косицкий и начальник Штаба УМВД Артур Войтенко.


Толчком к проведению мероприятия стали публикации и видеосюжеты в местных СМИ, в которых сообщалось о ряде нарушений со стороны сотрудников СМЭ. В частности, из морга БСМП был незаконно вывезен труп, который на экспертизу не отправляли, то есть, не было надобности в проведения вскрытия и установления причины смерти. Звучали обвинения в том, что подобные ненужные вскрытия производятся исключительно ради получения денег с родственников умершего. Кроме того один из предпринимателей, связанный с ритуальным бизнесом, предоставил шокирующие фото, наглядно демонстрирующие, что в холодильной камере бюро СМЭ полусгнившие черные трупы горой лежат друг на друге. В результате родственники получают тела умерших из морга с наглядно видимыми повреждениями.


Пресс-конференция, призванная дать ответы и пояснения по всем этим эпизодам, наоборот, оставила впечатление недосказанности.


Во вступительном слове Сергей Косицкий сообщил, что Николаевское областное бюро СМЭ — это учреждение коммунальной собственности области. Кроме экспертизы и вскрытий умерших, в обязанности СМЭ входят и другие задачи — освидетельствование потерпевших, решение вопросов при производственных травмах, в условиях массовых катастроф. Бюро также занимается исследованием вещественных доказательств. То есть, производит весь комплекс мероприятий, который в дальнейшем является доказательной базой в судебном следствии.


Что касается ответов на конкретные обвинения в том, что судмедэкспертиза «ворует трупы», то Сергей Егорович заявил, что данный вопрос журналисты осветили «однобоко и с искажением фактов»:


- В бюро СМЭ не проводится ни одной экспертизы без направления органов милиции. Пункт первый статьи 76 Криминально-процессуального кодекса гласит, что экспертиза назначается обязательно, для выявления причины смерти. Поэтому никаких противоречий в действия сотрудников милиции, направляющих труп на СМЭ, нет. Конкретно по факту — труп женщины, который якобы сотрудниками милиции в сговоре с работниками судмедэкспертизы был украден из морга БСМП, был направлен сотрудниками милиции на судебно медицинское исследование. Незаконно, игнорируя это направление, труп был доставлен в больницу скорой медицинской помощи частным предпринимателем, оказывающим ритуальные услуги. Когда этот случай стал известен сотрудникам милиции, труп все-таки был доставлен в бюро, исследован, была составлена справка о смерти, - пояснил Косицкий.


Что касается якобы незаконных вскрытий пожилых людей, родственники которых, зачастую, настаивают на необязательности их проведения, то здесь тоже есть ряд нормативных документов. В случае, если врачами не были зафиксированы болезни и не велась медицинская карта, то вскрытию подлежат и люди преклонного возраста: с целью выяснения, не была ли смерть насильственной. Сказать о том, что каждый умерший в обязательном порядке доставляется на исследование, нельзя — по словам директора бюро, вскрытие производится примерно в половине случаев смертей в области. Всего же за 8 месяцев было произведено 2155 вскрытий, из которых в 427 был установлен факт насильственной смерти, т.е. в 19,8% случаев.


В подтверждение своих слов о том, что никаких незаконных вскрытий в бюро не производится, Сергей Косицкий привел тот факт, что в возглавляемом им учреждении был проведен ряд проверок и со стороны правоохранительных органов, и со стороны областного управления охраны здоровья, которые фактов нарушения не обнаружили. А вот проблема, которая действительно имеет место, — это устаревшее оборудование, обеспечивающее работу холодильной камеры. При этом директор подчеркнул, что речь идет о «проблеме нехватки денег в государстве в целом». 


По поводу фотографий, на которых в холодильной камере бюро СМЭ горой лежат трупы, то им, по словам Косицкого, уже около трех лет. Как раз в этот период в Николаеве отказались оплачивать из городского бюджета захоронение бомжей, привезенных на экспертизу из области.


- Поэтому в течение где-то полутора месяцев трупы накапливались в камере, а куда их нужно было девать? - спросил Сергей Егорович. - Как только вопрос с финансированием решился, проблема ушла, и это подтвердили выводы комиссии.


Однако последующие вопросы, прозвучавшие на пресс-конференции, показали, что не все так гладко в бюро СМЭ, как пытался представить его руководитель. Например, нескольких граждан на судмедэкспертизу направлял некто Белевят, представляющийся гражданам как сотрудник милиции. Однако проверка показала, что к милиции он отношения не имеет, а является работником ЧП «Марченко» - предприятия, оказывающего ритуальные услуги. А вот учредителем данного ЧП является... главный бухгалтер бюро судмедэкспертизы. Однако руководитель бюро СМЭ в данном факте никаких коррупционных действий не видит.


- Да, она главный бухгалтер бюро, работает уже 6 лет. А разве законодательство запрещает ей организовать свое предприятие? Все преподносится так, будто она имеет какие-то привилегии, пользуясь тем, что она сотрудник бюро. Ее предприятие не арендует участок на территории бюро, оно находится рядом. В чем же тут коррупция?


А все скандалы, которые разгорелись и вокруг бюро СМЭ, и вокруг предприятия своего главного бухгалтера, Косицкий связывает с элементарной конкуренцией в сфере ритуальных услуг.


Представитель МВД Артур Войтенко предположил, что, возможно, речь идет об обыкновенном мошенничестве со стороны того самого Белевята, выдающего себя за милиционера, а судмедэкспертиза здесь не причем.


Но любое мошенничество подразумевает получение выгоды. В чем же здесь была выгода — направить тело в бюро СМЭ? Может, услуги этого госучреждения у нас платные?


- Услуги, которые предоставляет бюро судмедэкспертизы, — бесплатные, платных услуг, утвержденных в нашем областном бюро, нет, - категорически заявил и.о. начальника облздарава Юрий Дячук.


Его ответ дополнил Сергей Косицкий:


- Услуги бесплатные, но если люди оставляют какие-то деньги — вы же должны понимать — эти деньги имеют очень большое значение. Купить тот компьютер или кондиционер, вы же не полагаете наивно, что денег, выделенных государством, хватает на все?


При этом он подчеркнул, что ни один человек за три года, пока он занимает должность директора, не зашел в его кабинет и не занес письменную жалобу по поводу поборов. А с целью отсечь моменты воровства и вымогательства были заменены около половины санитаров.


Однако, как сообщил на пресс-конференции депутат областного совета Ярослав Индиков, в бюро СМЭ установлена конкретная такса «благотворительной помощи»: бальзамирование тела здесь стоит 250 гривен, сутки хранения в морозильной камере — 200 гривен.


В любом случае все отвечавшие сегодня на вопросы журналистов пытались донести одну и ту же мысль: работа бюро СМЭ необходима, проводить вскрытия нужно, чтобы исключить возможность насильственной смерти. Как раз с этим-то никто и не спорил, а вот ответы на вопросы о том, почему государственное учреждение — Николаевское областное бюро судебно-медицинской экспертизы - воспринимается как полноправный участник рынка ритуальных услуг, остался без ответа. 



Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив