"Здесь не в уровне жизни, в принципе дело. Это общеевропейская проблема. И, кстати, уровень рождаемости у нас на среднеевропейском уровне, где-то, вот не сильно отличается ни в ту или иную сторону", - сказала она.
По словам Либановой, на одну женщину в Украине рождается 1,6 ребенка. "На 10 женщин - 16 детей. Чтобы было понятно, нужно где-то 21, чтобы просто было воссоздание, чтобы поколение родителей ... численность изменилось поколением детей. Не то, чтобы расширение было. О расширении речь не идет", - отметила директор Института демографии НАН Украины.
Для расширенного воспроизводства показатель должен быть на уровне 2,5 на одну женщину.
Как рассказала Элла Либанова для поднятия уровня рождаемости государственные программы "ни в одной стране Европы не сработали". "Ни в одной. Они везде работают. Наилучшая ситуация в скандинавских странах", - рассказала она.
Либанова уточнила, что в скандинавских странах есть огромный комплекс, в основном психологических мероприятий. "Например, отец обязан взять часть отпуска по уходу за ребенком маленьким, иначе не дают матери", - отметила она.
Причина в том, по ее словам, во-первых, мать не сидит целый год. "Вы просто не женщина, вы не можете этого понять - когда ты целый год сидишь с пеленками. Это просто можно с ума сойти. Это психологически ...", - пояснила директор Института демографии НАН Украины.
По ее убеждению, физических нагрузок сейчас меньше, но психологических не меньше. "Ты не можешь вырваться за пределы этого крошечного мирка. А женщина сегодня образованная. Она хочет и в театр сходить или на концерт сходить, или еще куда-то пойти. Она хочет общаться с друзьями, то-се, пятое десятое. То есть привлечение отца в этой роли - оно немножко высвобождает, с одной стороны. во-вторых, если отец ухаживает за крошечным ребенком, у него потом к этому ребенку другое чувство", - добавила она.
А уже это может стимулировать захотеть второго ребенка. "И когда ребенок уже немного старше становится, он больше ей внимания уделяет. То есть идея скандинавов, проще говоря, разделить все домашние хлопоты поровну между обоими родителями", - говорит Либанова.
Кроме того, в этих странах очень мощное развитие получила инфраструктура. "То есть ребенок, во-первых, может свободно посещать детское дошкольное учреждение. У нас же это проблема - попробуйте записать ребенка в детское дошкольное учреждение, скажем, в полгода. Особенно ясли. Их просто нет. С двух лет - теоретически где-то там. А вот в год - это практически невозможно. Полгода - это вообще мечта розовая. А есть женщины, которые работают, допустим, в банке. И они понимают, что они потеряют это рабочее место. Да, формально закон сохраняет за ними рабочее место. Всегда можно найти различные варианты, как лишить ее этого рабочего места, особенно в частной структуре. Что они еще делают?", - отметила она.
При этом Либанова отметила, что украинское законодательство в этом смысле женщин защищает формально. "Просто никого не наказывают за нарушение закона. Вот в чем дело. Если женщина обратится в суд - она этот суд выиграет, ее восстановят. Как работать, если тебя восстанавливают по суду? - возникает вопрос", - отметила она. То есть такую женщину выживут или "отомстят".
"Все боятся таких вот вещей. Если развита инфраструктура соответствующая, ребенка при желании родителей можно в детское дошкольное учреждение отправить в год, в полтора, в два года - без проблем. Второе - развитая система детских внешкольных учреждений. А у нас получается как? Ребенок заканчивает школу, уроки, или ГПД (группа продленного дня - ред ..) ... ну хорошо, первый, второй, третий класс - ГПД. А дальше ребенок в десять лет не может еще быть один дома. За ним надо кому-то ухаживать . А ухаживать некому, просто некому, ни кружков. Вся эта система развалилась, к сожалению", - отметила Либанова.