Старая Галициновка: жизнь среди "полей"
Старая Галициновка: жизнь среди "полей"
Жители Старой Галициновки заволновались не на шутку. В центре села, под окнами людей, буквально в считанные дни была смонтирована 40-метровая вышка мобильной связи. Без их согласия. И как впоследствии оказалось, и без разрешения санитарно-экологических служб...
Особое негодование по поводу возводимого объекта повышенной опасности высказывал Игорь Криницкий, частный дом которого находился буквально в 19 метрах от сооружения. Работая главным энергетиком одного из николаевских предприятий, Игорь Семенович прекрасно понимал негативные последствия воздействия электромагнитных полей. Однако вразумительного разъяснения никто из сельского совета дать не мог. И что самое характерное, когда приехали специалисты и оперативно начали монтаж металлических конструкций базовой станции, председатель сельского совета Иван Назар поспешил в плановый отпуск, почему-то заменив при этом номер своего мобильного телефона. На всякий случай: мол, не мешайте отдыхать.
Не услышав ответа на свои вопросы от местной власти, люди начали бить в колокола и писать коллективные обращения депутатам, партиям, районному прокурору, в газету и к руководителям области. Все эти обращения из области перекочевали в район, а из района все в тот же сельский совет, председатель которого отдыхает в плановом отпуске. Даже депутатский запрос областного масштаба, направленный в сельсовет, с целью оперативного получения информации о строящемся сооружении повышенной опасности, не возымел должного реагирования. Председатель сельсовета из-за такого пустяка решил не прерывать свой отпуск.
"Не лезьте, куда не следует..."
На вопрос журналиста в областное управление охраны окружающей природной среды относительно выдачи разрешения на строительство данного объекта заместитель начальника управления Иван Кубрак, подумав немного, ответил, что не помнит, чтобы они согласовывали этот объект. Это был не окончательный ответ, поэтому замначальника пообещал уточнить информацию и перезвонить в редакцию.
- И вообще, - сказал Иван Валентинович, - по законодательству вопросами, связанными с расчетами вредного воздействия базовых станций, занимается санитарно-эпидемиологическая станция. Так что вам, наверное, к ним необходимо обратиться.
Как выяснилось, в областной санстанции также не просто получить подобную информацию.
- Необходим официальный письменный запрос, - порекомендовал мне один из специалистов отдела.
Пришлось написать. Однако эта процедура также не разрешила ситуацию: оперативного ответа не получилось. Срок - 10 дней. И точка.
Звонок на мобильный телефон главного врача Владимира Клочко также не придал оптимизма.
- Извините, - отозвался на другом конце провода Владимир Иванович, выслушав суть проблемы и мою просьбу об ускорении подготовки ответа, - мои работники не депутаты, а специалисты, и вообще, у нас есть сроки на подготовку ответа...
В голосе главврача чувствовалась нервозность, по интонации разговора так и прорывалось: не лезьте, мол, куда не следует... А что касается монтажа базовых станций в принципе, то Владимир Клочко считает, что к ним не должно быть никаких претензий.
- Ведь к нам они поступают из Киева с готовыми санитарными паспортами источников излучения электромагнитной энергии. Мы только делаем привязку к местности, - закончил свой короткий телефонный комментарий главный санитарный врач.
"Я же для людей старался..."
В кабинет к председателю Галициновского сельсовета Ивану Назару, успешно отгулявшему плановый отпуск, пришлось прийти рано - к восьми часам утра. Чтобы застать наверняка. К тому же, поговаривают, что сразу же после отпуска Иван Васильевич вместе с застройщиком оперативно обходил службы, оформляя уже свершившееся строительство.
Появление журналиста в столь ранний час нисколько не смутило его.
- У меня есть все согласования, - отчеканил сельский голова, показывая документы. - И вообще, какая проблема? Ведь я же для людей старался: молодежь жалуется, что мобильная связь некачественная.
На мой вопрос, почему месторасположение базовой станции сотовой связи не согласовывалось с жителями села или хотя бы с теми людьми, чьи дома теперь соседствуют с высокочастотной вышкой, сельский мэр ответил: "Этот вопрос мы рассматривали на сессии сельсовета, и все депутаты были согласны".
При беседе с сельскими депутатами прояснилось, что они действительно рассматривали этот вопрос, однако отводился земельный участок вовсе не там, где поспешили построить вышку. Эта "накладочка" вовсе не смутила Ивана Назара.
- Это место выбрал сам заказчик, - пытаясь сгладить ситуацию, толерантно разъяснял сельский голова, - они нашли оптимальное место для приема электромагнитных радиоволн. Именно на этом месте, где сейчас установлена вышка. На сессии с депутатами мы оговаривали два других места, но они выбрали третье.
Лишь после внимательного просмотра документов, предоставленных Назаром, я поняла, почему так нервничал в беседе со мною областной санитарный врач Владимир Клочко, и почему заместитель начальника областного управления охраны окружающей природной среды Иван Кубрак не мог вспомнить, согласовывалось ли размещение объекта повышенной опасности на территории села Галициново. Именно их подписи стояли под обоснованиями для отбора земельного участка под размещение объекта базовой станции мобильной связи ЗАО "Телесистемы Украины". И что примечательно, областные блюстители экологического и санитарного порядка дали свое "добро" на отвод земельного участка 19 и 24 июля соответственно, тогда как, по словам жильцов, вышка была смонтирована в первых числах июля. Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Прав тот, у кого больше прав?
Ситуация, как видим, не простая. И если уж следовать букве закона, то в разрешительных документах двух основных государственных служб - экологической и санитарно-эпидемиологической - есть одна характерная "накладочка". Юридический адрес будущего объекта почему-то указан разный: у экологов - ул. Гагарина, 15а, а у санстанции - та же улица, однако номер дома 15. Трудно сказать, выезжали ли специалисты на место строительства или просто подмахнули согласование, только вот вышка "выросла" под окнами дома №30.
Да и дело-то вовсе не в номере дома, а во вредном воздействии возведенного объекта на здоровье живущих в селе людей. Рассчитывал ли кто его? Наверняка, нет. А данные, которыми апеллирует санстанция, по всей видимости, переписаны из санитарного паспорта источника излучения электромагнитной энергии базовой станции, разработанного Академией медицинских наук по заказу ЗАО "Телесистемы Украины". Заметьте, по заказу.
Поэтому и беспокоятся галициновцы. Возможно, и смирятся они и с этими злополучными "полями", как смирились когда-то с негативными последствиями соседства с глиноземным заводом. А о городских очистных сооружениях, которые сбрасывают фекалии прямо на их берег, они уже и говорить не хотят. Надоело. Теперь их решили наэлектромагнитить.
Выдержат ли? Ну что ж, поживем - увидим.