Стало известно, почему ЕС не может увеличить поставки боеприпасов для Украины
Стало известно, почему ЕС не может увеличить поставки боеприпасов для Украины
Евросоюз обещал Украине предоставить один миллион боеприпасов к весне этого года. Однако несмотря на попытки нарастить производство вооружения, блок так и не смог выполнить обещанное. Эксперты объяснили, почему у ЕС на самом деле нет возможности увеличить поставки боеприпасов для Украины.
Как отмечает издание The Economist, Евросоюз еще в марте выделил 500 млн. евро на увеличение производства боеприпасов. В ЕС планируют производить по 2 миллиона снарядов ежегодно. Такую цель блок планирует достичь к 2025 году. Однако увеличение объемов производства боеприпасов закономерно нуждается и в существенно большем количестве взрывчатки и ракетного топлива. Соответственно, львиная доля этих средств, а именно 372 млн евро, отошла производителям взрывчатых веществ.
В артиллерийских снарядах используются взрывчатые вещества как TNT (тротил), HMX (октоген) или RDX (гексоген). А в изготовлении только одного такого снаряда требуется 10,8 кг взрывчатки. Однако это далеко не все. Снаряд не только должен взорваться, но и сначала долететь до врага. Итак, дополнительно нужно ракетное горючее.
В то же время, существуют и боеприпасы, производство которых требует существенно больших затрат. К примеру вес боеголовки ракеты Storm Shadow составляет около 450 кг.
Однако мощности европейских производителей взрывчатых веществ оказались недостаточными для столь высокого темпа наращивания вооружения. После окончания холодной войны в Европе произошло значительное сокращение предприятий, специализирующихся на изготовленных взрывчатках. Часть крупных государственных предприятий была приватизирована, а остальные законсервированы. Сейчас в ЕС осталось только одно крупное государственное предприятие с такой специализацией. Он работает на севере Польши.
По словам профессора Университета Бундесвера в Мюнхене Иоганна Хёхерля, остальные предприятия, работающие в этом направлении, полностью ориентированы на производство в мирное время. Они не рассчитаны на промышленные масштабы.
В то же время взрывчатку, подходящую для артиллерийских снарядов или ракет качества, производят норвежская компания Chemring Nobel и французская компания Eurenco. Речь идет о достаточно мощных заводах. Но они уже работают на полную мощность.
Как объясняет Тим Лоуренсон из Международного института стратегических исследований, возобновить работу законсервированных предприятий тоже будет нелегко. Эти заводы имеют устаревшее оборудование, поэтому нуждаются в масштабной модернизации. На построение нового такого предприятия уйдет от трех до семи лет.
Те же предприятия, которые сейчас работают, также имеют определенные проблемы. В частности, отрасль производства боеприпасов нуждается в квалифицированных кадрах, которых не хватает. Сотрудники с большим опытом уже почти все на пенсии, а молодое поколение не желает работать с опасными веществами.
Не хватает заводам и сырью. В частности, речь идет об азотной кислоте, которая является главной составляющей TNT (тротила), HMX (октогена) или RDX (гексогена). Существует нехватка и нитроцеллюлоза, являющаяся основой для ракетного топлива.
Учитывая все перечисленные трудности, европейские производители вооружения прибегают к импорту взрывчатки из Индии и Японии. Однако зарубежная взрывчатка может оказаться менее качественной, чем европейская. А это может вывести из строя оборудование на предприятиях.