Правозащитник утверждает, что невиновного одессита посадили за убийство на 4,5 года «ради статистики»
Житель Одесской области Владимир Шпора просидел 4,5 года в тюрьме за убийство, которого не совершал. Чтобы выбить из невиновного признания, правоохранители подвергли его пыткам. Об этом сообщил президент «Центра Международной правовой защиты», член Союза юристов Украины Эфтехар Хатак.
«Данное дело рассматривалось с 2003 г. Было совершено убийство в Ивановском районе Одесской области, было возбуждено дело по ст. 115 ч. 1 УК Украины. По подозрению были задержаны двое, один из них — Владимир Шпора, который был в пьяном виде. Сначала его доставили в Конопляный сельсовет, затем — в РОВД. Позже первого отпустили, а Шпору оставили за решеткой», — рассказал Э. Хатак.
По словам правозащитника, с В. Шпоры пытками выбивали явку с повинной, однако подпись на ней не совпадает с подписью Шпоры. Ивановский райсуд осудил В. Шпору на 8 лет лишения свободы, Апелляционный суд оставил приговор в силе, и только в 2009 г. Верховный суд отменил приговор и направил дело на дорасследование, передает «Взгляд из Одессы» .
Сам пострадавший рассказал о жесточайших пытках, которым его подвергали правоохранители.
«Меня били, подвешивали на лом, заматывали голову курткой и опять били, заставляли взять ружье, я его не взял. Затем милиционеры пошли на перекур, придя стали спрашивать, есть ли у меня отвертки. Я сказал, что да, одна из них на собачьей будке. Она была ржавая и по размеру, якобы подходила на орудие убийства. Стали шить мне, что я заколол деда отверткой», — рассказал В. Шпора.
По его словам, на деле потерпевшего убили из ружья, что было отображено в первом заключении судмедэкспертов. Затем в деле появилась новая экспертиза, которую за 9 лет никто не видел.
«Таким образом, «узаконили» отвертку, мы не можем доказать свою правоту. Я просидел в тюрьме 4,5 года. В 2003 и и 2004 годах — 6 месяцев в СИЗО. С 2008 г. — полгода в Измаиле, куда меня спрятали, потом отправили в Николаев, на 83-ю — отсидел 9 месяцев. Остальное — в одесском СИЗО, катался по судам — сначала на Ивановку, затем — на Коминтерново. Коминтерновский суд освободил меня в зале суда», — рассказал пострадавший от произвола МВД.
В то же время, по словам члена Международной федерации журналистов, Уполномоченного представителя Международного комитета по защите прав человека Виктории Колтуновой, В. Шпору взяли по указанию председателя сельсовета.
«Она так и сказала — берите этого, за ним никого не стоит. Вот и взяли «этого». Вместе со Шпорой взяли Боровца, я не говорю что он убийца. Но у него было ружье. Где его экспертиза? У его брата было еще 2 ружья. 2 экспертизы есть, а третьей, производился ли выстрел из данного ружья нет, хоть ты убейся — не выдают из дела», — сообщила В. Колтунова.
По ее словам, когда в овраге нашли труп, следователь Кириляк, еще не зная, кого можно, а кого нельзя сажать, обнаружил рядом стрелянные гильзы, круглые отверстия от дроби на височной кости, ребрах и так далее, из чего сделал однозначный вывод — человека застрелили из ружья дробью.
«Но тем не менее, вдруг появляется новая версия об отвертке, после того, как Шпору подвергли пыткам в Ивановском РОВД. Затем происходит полная фантасмагория. Кириляка отстранили от следствия и передали дело другим «экспертам», которые «находят» дырки от отвертки, при этом делая ошибки», — отметила В. Колтунова.
Репортер