Новая пенсионная реформа оставила вузы Одессы без ценных кадров
Новая пенсионная реформа оставила вузы Одессы без ценных кадров
Пенсионная реформа, которую внедряют в Украине, уже в ближайшее время может сказаться на качестве образования в одесских вузах.
Не желая терять научные пенсии, преподаватели-пенсионеры массово увольняются. В университетах признают, что далеко не всем старожилам можно найти адекватную замену и идут на самые разные хитрости, чтобы сохранить особо ценные кадры.
Преподавателей можно понять — согласно закону, ученый в возрасте имеет право совмещать работу и льготные выплаты, однако при этом он теряет научную пенсию и получает 85% обычной социальной пенсии. Если учесть, что многие преподаватели-пенсионеры работают на 0,5 или даже 0,25 ставки (1–2 тысячи гривен), то отказываться от спецпенсии (от 3 до 8 тысяч гривен в зависимости от выслуги и многого другого) — смелый и не очень рассудительный шаг. По словам ректора ОНУ им. Мечникова Игоря Коваля, вуз из-за нововведений пенсионного законодательства уже потерял 40 сотрудников, это далеко не конец.
«В первую очередь уходят те, у кого были дробленые ставки — то есть 0,25 и 0,5. Но уходят и те, кто руководит аспирантами, докторантами, уходят лучшие, опытнейшие кадры», — говорит ректор. Один из тех, кто покинул вуз, опытнейший историк Павел Тоцкий — человек-легенда, имеющий два образования и знающий шесть языков, включая фарси. «Конечно, очень хотелось бы поработать, но с моими 0,7 ставки и контрактом на год оставаться бессмысленно», — сокрушается ученый.
Без работы — не жизнь
Основной проблемой становится не сам по себе уход преподавателей-пенсионеров, а внезапное увольнение посреди учебного года.
Найти замену быстро практически невозможно, не говоря уже о высоком уровне сотрудника. И все-таки очень многие пенсионеры, не желая рвать с наукой, остаются. Тем более, что у многих есть надежда, что вскоре ситуация может выправиться. Нынешний закон является временным и действует до 1 января 2016 года, в то же время члены парламентской коалиции уже зарегистрировали законопроект, согласно которому научные пенсии для пожилых преподавателей будут сохранены.
«Последние недели мы провели в постоянных переговорах с сотрудниками, которые поначалу собирались дружно уйти. И если бы это произошло, то мы бы столкнулись с очень серьезными проблемами, — говорит заведующая лабораторией биотехнологического научно-учебного центра ОНУ Ирина Блайда. — Однако в результате переговоров и убеждений большинство людей осталось. Из 13 научных сотрудников пенсионного возраста ушли трое. Те, кто имеют полные ставки и хорошие зарплаты переоформляют себе обычные пенсии, им это выгоднее, тем более, что после их ухода с работы научные пенсии, согласно закону, все равно будут восстановлены».
Многие преподаватели остаются на своих местах и соглашаются на утрату научных пенсий, так как жизни вне науки не видят. «Отказываясь от спецпенсии, я теряю около тысячи гривен ежемесячно, но если я уйду с работы, то очень скоро эти деньги мне не понадобятся. Движение — это жизнь. У меня муж работает, дети помогают, с голода не помру», — говорит пожелавшая остаться анонимной преподаватель Политехнического университета.
Делятся ставками
В то же время далеко не все пенсионеры верят в возвращение научной пенсии и предпочитают жить сегодняшним днем. Для того чтобы удержать опытных преподавателей, руководители факультетов и кафедр идут на различные уловки, например, увольняют их, а затем принимают на работу уже на другую специальность.
Человек таким образом теряет несколько в зарплате, но сохраняет научную пенсию. На филологическом факультете ОНУ им. Мечникова молодые специалисты отдают по 0,1 ставки, чтобы не сокращали пенсионеров.
«У нас есть прекрасный преподаватель, ей 75 лет, человек всю жизнь в науке и она полна сил трудиться. Если она уйдет, мы потеряем специалиста, эту ставку закроют и на ее место никого не возьмут», — говорит преподаватель Ирина Нечиталюк.