На территории одесского аэропорта - человеческие останки в контейнере
Пока коммунисты устанавливают по Украине памятники Иосифу Виссарионовичу Сталину, одесские жертвы режима «отца всех народа» продолжают оставаться неупокоенными. По данным историков, только в городе и окрестностях находится больше десятка так называемых «спецзахоронений» - участков, где в 30-е годы НКВДшники закапывали останки расстрелянных. Осенью 2008 года, выполняя решение горисполкома, специалисты предприятия «Мемориалы Украины» раскопали на территории аэропорта одно из таких погребений, эксгумировав останки 1086 человек, в том числе женщин и стариков. С тех пор прошло почти два года, но тела несчастных до сих пор не преданы земле по христианскому обычаю! Кости хранятся в самом обычном торговом контейнере, принадлежащем частному предприятию. «Сегодня» узнавала, когда, наконец, чиновники вспомнят об «одесской Катыни», как успели окрестить это жуткое место горожане.
Неприятное соседство самым непосредственным образом сказывается на психике людей. Многие, по словам Юрия, охранника склада, где лежат останки, не выдерживают и увольняются. «По ночам особенно тяжело, - говорит он. – Голоса всякие чудятся, ну и вообще, муторно как-то». Директор склада Лариса Елагина рассказывает, что взяла кости на хранение совершенно бесплатно, из гуманистических соображений. «Их обещали перезахоронить через несколько месяцев, но потом постоянно переносили сроки, то денег в бюджете не было, то еще что-то. Мне вообще кажется, что никому они не нужны, а эксгумацию провели для того, чтобы освободить участок земли под строительство, пять гектаров», - говорит она.
Какие-то «движения» начались только тогда, когда, подозревая недоброе, Елагина начала бить тревогу. В письме на имя нового одесского губернатора она предложила «малобюджетный» вариант: дескать, раз нет денег на перезахоронение, давайте закопаем кости обратно, поставим большой деревянный крест и благоустроим эту территорию. Ответа пока не поступило, зато на прошлой неделе к женщине пришли некие представители мэрии, которые хотели забрать останки и перенести их в некий «бункер». Но директор им отказала. «Без распоряжения городского головы и акта приема-передачи ничего я не отдам», - заявила она.
В муниципальном управлении охраны памятников культурного наследия «Сегодня» подтвердили, что вопрос с экспертизой костей и перезахоронением пока не решен, добавив, что основания для оптимизма все же есть. По словам начальника управления Владимира Мещерякова, Минфин пообещал выделить необходимые средства в течение года. «На Западном кладбище уже есть место под мемориал. Там их торжественно и похоронят», - сказал он.
В свою очередь, директор компании «Мемориалы Украины» Вячеслав Осипенко утверждает, что трудности с перезахоронением возникли не только из-за отсутствия финансирования, но и в результате смены власти в стране: «Сейчас происходят определенные пертурбации в ответственном за это органе – Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий. Готовится ее новый устав, меняются персоналии. Поэтому вопрос повис в воздухе. Деньги по бюджету выделены Институту национальной памяти (конкурирующей структуре, - Авт.). Согласится ли он потратить их на Одессу, неизвестно. Но будем надеяться, что в течение этого месяца появится ясность».
Тем временем, специалисты подозревают, что за прошедшее время непохороненные останки просто… сгнили. Дело в том, что эксгумация проходила в спешке, под проливным осенним дождем, без привлечения профессиональных археологов. Сырые кости положили в герметичные полиэтиленовые мешки, лишив доступа кислорода, и заперли в контейнере, стоящим под открытым небом. «Представляете: зимой там температура до минус 10-20, летом – до плюс 50-60! Что с этими костями стало, страшно представить, - говорит директор отдела археологии Северо-Западного Причерноморья Института Археологии АН Украины Татьяна Самойлова. – Костный материал должен храниться в помещении с постоянным температурно-влажностным режимом, на отдельных деревянных лотках, покрытый натуральной тканью, х/б или льняной. Это общепризнанные правила работы с такими находками. А то, что происходит, это почти преступление!»
МОГИЛУ НАШЛИ НЕМЦЫ. Как считают историки, большинство найденных у аэропорта останков с пулевыми отверстиями в затылочной части черепа принадлежат людям, казненным в 1937-1938 годах, хотя есть и жертвы репрессий конца 20-х. Точно, правда, можно будет сказать только после экспертизы, которая должна датировать кости. По словам Татьяны Самойловой, впервые о спецзахоронении стало известно еще во время оккупации – тогда захватчики разрыли часть могил и выставили тела на всеобщее обозрение как свидетельства жестокости большевиков. Правда, после освобождения все документы об этом засекретили, да так, что найти их не могут до сих пор. Поэтому останки искать пришлось «методом тыка». Сначала активисты общества «Мемориал» совместно с сотрудниками иснтитута археологии обследовали участок, на котором велось строительство торгового центра, потом копали у немецкого собачьего приюта. И только в 2007-м работники другой организации – компании «Мемориалы Украины» - обнаружили настоящие места массовых погребений.