Молния убила священника, а потом разрушила его могилу
Уже больше года болгарское село Делень в Арцизском районе Одесской области преследуют таинственные события. Сначала маленький населенный пункт шокировала странная гибель местного священника, 46-летнего протоиерея Илии Чолака, которого убила ударившая в церковь... молния. Потом не менее странным образом была разрушена могила православного священнослужителя. Верующие селяне говорят о промысле божьем, церковные власти отмалчиваются, а интеллигенция ищет рациональное объяснение этим фактам. «Сегодня» побывала в загадочной бессарабской деревушке.
«БАТЮШКУ ЗАБРАЛ К СЕБЕ БОГ»
«Смотрите: вот здесь он стоял, в двух шагах от алтаря, - заведующая храмовым хозяйством бабушка Мария показывает нам место происшествия. - Как сейчас помню, гроза сильнейшая была. Илья Николаевич ждал покойника, чтобы отпевать. И тут... Как стрела, через окно ударил разряд - прямо в него. Он упал. Крест на шее расплавился, от носков остались горелые резинки, повсюду белый дым и запах горящей плоти. Пол сгорел, сейчас вот ремонтируем». Было это 28 июня 2009-го года. Кроме нашей собеседницы, свидетелями гибели Ильи Чолака оказались еще две женщины, тоже Марии. Три тезки богородицы в одном месте! Кроме того, молния поразила три церковных сосуда. Совпадение? Возможно, но деленьцы склонны видеть в этом знамение, тем более, что на трагической смерти Чолака мистика не закончилась.
После того, как медики констатировали несчастный случай, священника похоронили у ограды храма под деревянным крестом. Через год, 2 августа 2010-го (на Святого Илию Пророка), крест заменили мраморным памятником. Но в ночь на третье разразилась гроза, и в надгробие... ударила молния, расколов его на три части! Самого удара, правда, никто не видел, но то, что стелу разрушила именно молния, местные считают непреложным фактом.
Илья Чолак служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы больше двадцати лет. Необыкновенной широты души был человек, утверждают прихожане. «Каждого выслушивал, для каждого находил добрые слова, очень хороший был, очень», - утверждает продавщица Нина. «Идеальный сельский батюшка, о таких книги пишут», - вторит ей механизатор Григорий.
Верующие не сомневаются: отца Илию забрал к себе бог. «Это не кара, нет. Молния убивает святых, безгрешных людей, они сразу в рай попадают», - говорит бабушка Мария. Она проводит аналогию: святой покровитель погибшего - пророк Илья - тоже был взят на небо живым, после чего стал заведовать в небесной канцелярии громом и молниями.
Связав воедино обстоятельства смерти, посмертное «знамение» и библейскую историю, деленьцы сделали вывод о святости «вознесшегося» батюшки и начали собирать подписи под обращением к митрополиту с просьбой о канонизации. Однако церковные власти посчитали, что для этого оснований нет, и распорядились на всякий случай переосвятить храм. Своего настоятеля в нем сейчас нет, а службы ведет священник из соседней Николаевки.
Скепсис духовенства разделяет и интеллигенция Делени, которая опасается, что смерть священника может привести к вспышке религиозного фанатизма – тем более, что для Бессарабии вообще характерно несколько экзальтированное отношение к вере. «Ничего необъяснимого здесь нет, - уверена сотрудница сельского Дома культуры Вера Димитрова. - Храм стоит на открытом месте, без громоотвода, там масса металлических вещей. Вот молния и ударила. А памятник просто упал, потому что сделан задней левой ногой».
НАШЛИ КЛАД И ПОСТРОИЛИ ХРАМ
Село Делень (другие названия - Делены, Дивитлий и Давлет-Агач) - одно из самых старых болгарских поселений области. Основано в 30-х годах позапрошлого столетия колонистами из-за Дуная. Некогда богатое село нынче переживает не лучшие времена, и это видно невооруженным взглядом. На улицах много нетрезвых людей, часть домов брошена и превратилась в руины: население Делени за последние два десятилетия сократилось в полтора раза, до 2 тысяч человек. Молодежь почти поголовно в Одессе, где учится и работает, мужики заняты на стройках по всей области. «Мы знатные каменяры. Так издревле повелось, что Делень - село строителей», - с гордостью рассказал нам землеустроитель Борис Глуган. Дома сидят старики, женщины да малые дети.
Сельское хозяйство в упадке, процветает только домашнее птицеводство: гогочущие стаи гусей и индюков даже сельское футбольное поле оккупировали, мешая пацанам гонять мяч. «Это главный источник мяса, в магазине оно больно дорогое. А нам надо тормозки мужикам на стройки собирать, - пояснила засилье пернатых местная жительница София. - Ну и продаем на базаре, деньги какие-никакие».
Несмотря на все невзгоды, деленьцы верят в свое счастье: «Мы - болгары, нам удача всегда улыбалась. Говорят же, когда болгарин родился - еврей заплакал», - смеется Борис Глуган. В самом деле, о том, что фортуна благоволит к селу, говорит и история Делени. Скажем, храм Успения Богородицы, в котором погиб отец Илия, был построен в 1840-1843-х годах на средства, вырученные от продажи старинного турецкого клада, который нашли отец и сын Захарий и Константин Дюльгер. За этот поступок благодетелей удостоили права быть похороненными на территории церковного комплекса. За их могилами, кстати, ухаживают по сей день.