Как судят одесских взяточников: мэр на свободе, электрик в тюрьме
Как судят одесских взяточников: мэр на свободе, электрик в тюрьме
Одесские правоохранители регулярно отчитываются о победах на фронте борьбы со взяточничеством. Судя по сводкам, нечистых на руку чиновников отлавливают ежегодно чуть ли не сотнями. Но коррупция в регионе не переводится. Почему так? Все дело в том, что задержать взяточника мало. Нужно еще возбудить в отношении него уголовное дело, довести дело до суда и добиться обвинительного приговора. Ну, и отправить в тюрьму...
Мы изучили дела, которые возбуждались по 368-й статье УК («получение взятки) и по которым в 2010-2011 гг. суды выносили решения. Оказалось, что в прошлом году за взяточничество посадили только одного человека, причем, мелкую сошку - контролера энергонадзора Северного РЭС (электрик получил $500, а потом — 5 с лишним лет тюрьмы). В 99,9% случаев взяточники отделываются условными сроками да штрафами (см. иллюстрацию).
Зачастую в приговорах отсутствует запрет занимать определенные должности, а если и есть, то на год-два. Около трети уголовных дел судьи закрывают еще на стадии расследования. К примеру, благополучно развалилось дело экс-начальника ЖКС «Черемушки» Анатолия Мельника, который, по данным СБУ, вымогал $100 тыс. от предпринимателя-араба за содействие в оформлении права собственности на чердак дома в центре и успел получить примерно 60 тыс. Мельник снова возглавляет ЖКС, только другой - «Порто-Франковский».
Похожая история - с бывшим заместителем начальника горУВД Дмитрием Цветковым, которого вместе с экс-замом руководителя Киевского райотдела Сергеем Присикарем обвинили в вымогательстве 400 тыс. грн. у депутата горсовета Павла Серебреника. За эту сумму правоохранители обещали не привлекать народного избранника и владельца автопредприятия к уголовной ответственности. Присикарь сейчас в СИЗО, а вот Цветков трудится в... Шевченковском отделении милиции. Источник в облУВД рассказал «Сегодня», что его дело благополучно закрыли. Присикарь же, по словам нашего собеседника, «не смог договориться».
Еще одна тенденция: чем выше пост, тем дольше судебные разбирательства. Заседания переносят под разными предлогами, а если все-таки вердикт выносится, адвокаты подсудимого обжалуют его в вышестоящих инстанциях. Последние, в свою очередь, нередко отправляют дело на повторное рассмотрение. Это может длиться бесконечно — процессуальный кодекс позволяет.
Так, до сих пор на свободе (под подпиской) бывший вице-мэр Измаила Владимир Шишкин, которому вменяют в вину получение 3 года назад $50 тыс. от частного предпринимателя. А 1-й зам руководителя Б.-Днестровской РГА Алексей Фаюк, вымогавший вместе с другим заместителем Владимиром Чумаченко самую большую взятку в истории области - 10 млн. грн., был приговорен к 10 годам. Но апелляционный суд вернул дело обратно, и 10 лет превратились, по нашим данным, в 3 года. Точка в процессе еще не поставлена - судьбу Фаюка теперь должен определить Верховный суд.
В прокуратуре существование проблемы признают, но комментировать отказываются: дескать, суды у нас независимы и влиять на них надзорное ведомство не может. Сами люди в мантиях говорят, что всегда действуют в рамках закона. «Если человек привлекается к ответственности первый раз, положительно характеризуется по месту жительства и работы, мы имеем право назначить ему максимально мягкое наказание. В конце концов, если всех сажать, в тюрьмах просто мест не хватит», - поведал нам, попросив не называть его имени, судья одного из райсудов Одессы.
Между тем, юрист-консультант Александр Славский уверен, что доброта нашей Фемиды обусловлена другим: «Взяточники, как правило, находятся в той же системе, что и судьи. А система своих если и карает, то не сильно. Кроме того, значительная часть дел - милицейские провокации. Судьи это понимают, но оправдать человека не могут в силу особенностей судебной системы. Вот и выбирают мягкое наказание».
$25 тыс. за свободу
Один из одесских адвокатов анонимно поведал нам о текущих расценках на неофициальные «услуги» правоохранителей и судов: «Сейчас невозбуждение следователем милиции уголовного дела стоит $5 тыс. Прокуратурой — $10 тыс. Изменение меры пресечения на подписку о невыезде в прокуратуре — $6—15 тыс., в судах от $1,5 до 5 тыс. Закрыть дело можно за $10—25 тыс. Если случай резонансный, цена возрастает до $50—200 тыс.»
Сегодня