Директор предприятия, на котором почти 10 лет назад погиб рабочий, получила 3 года ограничения свободы
Судья Центрального районного суда г.Николаева Иван Дирко огласил приговор в уголовном деле по обвинению директора предприятия в совершении преступления, предусмотренного ст.272 ч.2 УК Украины - нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной безопасностью.
К трем годам ограничения свободы приговорена директор николаевского частного предприятия, на котором почти десять лет назад, в марте 2006 года, произошел несчастный случай со смертельным исходом. Кроме того, на протяжении трех лет она не имеет права занимать должность директора указанного предприятия, а также другие руководящие посты.
Также, согласно приговору, обвиняемая должна уплатить 75 тыс.грн. морального и около 4 тыс.грн. материального вреда матери погибшего мужчины и 10 тыс.грн. морального вреда его дочке.
4 марта 2006 года гражданин, который был зарегистрирован Центром занятости как безработный и направлен на предприятие для прохождения обучения, очищал на мельнице экструдер, который накануне якобы сломался.
Погибший и его напарник пришли на работу в субботу, объявленную руководством предприятия рабочим днем - для уборки в цеху. Несмотря на то, что мужчины находились в состоянии среднего алкогольного опьянения, они фактически были допущены к выполнению работ.
Погибший включил рубильник на электрощите и электродвигатель экструдера. Позднее, находясь возле оголенного вала машины, зацепил его рукавом, вследствие чего его затянуло под вал. Это привело к тяжким телесным повреждениям, из-за которых гражданин умер через несколько дней в больнице.
Суд пришел к выводу, что несчастный случай стал возможным в результате нарушения погибшим требований Правил по эксплуатации экструдера, что, в свою очередь, произошло из-за нарушения на предприятии требований законодательства об охране труда.
"Численность нарушений законодательства в сфере охраны труда, пояснения свидетелей касательно отсутствия должных условий труда, ...тот факт, что директор предприятия использовала нанятых работников под видом их обучения, за что от государства получала денежные средства, свидетельствуют о том, что директор имела своей целью исключительно получение сверхприбылей, равнодушно относилась к самим условиям труда и, соответственно, к вопросам охраны труда, что в конце концов и привело к гибели человека на производстве" - говорится в приговоре.
Произошедшая трагедия открыла целый пласт проблем, типичных для отечественных предприятий частной формы собственности.
Например, один из допрошенных пояснил, что в 2004 году к нему обратилась директор предприятия с предложением исполнять обязанности электрика. Поскольку он имел другое основное место работы, они устно договорились о его свободном графике. Фактически же на предприятии он был нужен, поскольку имеет допуск с 5-ой группой электробезопасности, что является необходимым для эксплуатации высоковольтного оборудования. Именно потому в день, когда произошел несчастный случай, он не присутствовал на предприятии, а ремонтировать экструдер прибыл другой человек, который официально не был там устроен.
На предприятии не было лица, отвечающего за технику безопасности на определенном участке технологического процесса.
Погибший на момент несчастного случая был самым "опытным" работником, поскольку проработал там уже пять месяцев. Причину текучки кадров на мельнице наглядно поясняет следующее свидетельство: "Б. устроился на работу в конце февраля 2006 года (приблизительно за 2 недели до трагедии - авт.). Директор взяла его с испытательным сроком, а в дальнем обещала трудоустроить официально. После того, что случилось, директор сказала больше на работу не приходить, фактически он отработал две недели, заработную плату он вообще не получил.
Умысел директора на получение сверхприбылей за счет использования дешевой рабочей силы подтверждается и другими показаниями свидетелей. Например, о не предусмотренной трудовым законодательством системе наложения штрафов: при том, что средняя плата работников составляла 600-800 грн., с них взыскивались по 50 гривен за каждое мелкое нарушение: опоздание, курение на рабочем месте, включение нагревательного прибора с целью приготовления чая, подключение к сети мобильного телефона и пр.
Только в марте 2011 года прокуратура Николаевской области возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц предприятия. 30 марта 2012 года директору предприятия было предъявлено обвинение. Дело было передано в Центральный районный суд г.Николаева. 4 мая 2012 года было начато судебное рассмотрение дела.
Между тем, мать и гражданская жена погибшего пожаловались в Европейский суд по правам человека - на то, что расследование по факту смерти мужчины было неэффективным.
Европейский суд установил, что имело место нарушение процессуального аспекта статьи 2 Конвенции о правах человека, и постановил, что в течение трех месяцев государство-ответчик, т.е. Украина, должно уплатить каждой из заявительниц по 6000 евро компенсации.