«ЗАЛПом» по Кинбурну! На Кинбурнской косе собрались оборудовать дороги, проводить спортивные соревнования и строить «саманные дома»
14 апреля в помещении Николаевской облгосадминистрации прошла пресс-конференция, главной темой которой стала практическая реализация Указа Президента о создании Национального природного парка «Белобережье Святослава» (больше известен николаевцам под названием «Кинбурнская коса»).
На пресс-конференции выяснилось, что в Николаевской области создан оргкомитет, который занимается вопросом создания Национального парка на Кинбурнской косе и даже успел разработать проект его создания. Как водится, в состав оргкомитета вошли ученые, представители власти и общественности. Общественность, правда, представлена некоей загадочной организацией с не менее загадочным названием - «Экспертный общественный совет «Захист людей працi» (ЗаЛП). На пресс-конференции присутствовали аж шесть членов этого самого «экспертного общественного совета», все — с гордым званием «глава комитета».
Кроме них присутствовали начальник государственного управления охраны окружающей природной среды в Николаевской области Сергей Литвак и его заместитель Иван Кубрак, начальник управления лесного и охотничьего хозяйства Петр Паламарюк, первый заместитель главы областного совета Владимир Пащенко, глава постоянной депутатской комиссии областного совета по экологии Сергей Рыжков. Проект создания Национального парка они охарактеризовали как проект очень нужный и в целом положительный.
Об идеях, нашедших свое отражение в проекте создания на Кинбурнской косе Национального парка, рассказал один из экспертов «ЗаЛПа» - доктор сельскохозяйственных наук, академик какой-то «Европейской академии естественных наук» Эдуард Дегодюк. По словам академика, он прибыл на Кинбурнскую косу в 2008 году для проведения экологической экспертизы. Такой растительности, как на Кинбурне, он нигде больше не видел — многие виды растений занесены в Красную Книгу и вообще редко где встречаются. А придание парку статуса Национального — это тот шаг, который впоследствии позволит сохранить и приумножить биоразнообразие Кинбурна.
Проект создания Национального парка представляет из себя документ, который, как предполагается, станет уставом парка. В нем прописано, как, например, может осуществляться управление парком, какая научная деятельность может там проводиться и т.д.
За всей велеречивой говорильней главное, ради чего собрались, выяснилось далеко не сразу. А заключается это главное в следующем: на Кинбурнской косе предлагается культивировать экологический туризм, с перспективой создания всей необходимой инфраструктуры для туристов — с установкой туалетов по маршрутам следования туристов, службой, которая будет заниматься сбором, вывозом и утилизацией мусора и т.д. Дороги в населенных пунктах Кинбурна и между ними будут «дополнительно оборудованы», а в самом природном парке предполагается создание дорог с покрытием из природных материалов.
- Там орхидное поле чего только стоит — лучшее в Европе! - восхищался академик. - Там Волыжин лес — как будто попадаешь в эпоху мезолита...
Эдурд Дегодюк предлагает воплотить на Кинбурне проект, разработанный неким Виктором Перконосом, который хоть и не академик, но тоже не лыком шит - «доктор философии». Суть «проекта» - в сооружении «саманных домиков», которые принесут «много радости и комфорта» любителям отдыха на природе.
- Национальный парк должен стать школой воспитания любви к природе — к той, которая еще сохранилась, - считает Эдуард Дегодюк.
За порядком на территории Национального парка должна следить государственная охрана. Причем в целях сохранения украинской культуры и самобытности охранники могли бы быть одеты - вдумайтесь только! - в вышиванки!
Но одного туризма на Кинбурне оказалось мало. Эдуард Дегодюк, а вслед за ним и «ЗАЛПовцы» Вадим Дзугань и Сергей Киселев заговорили о том, что «Белобережье Святослава» могло бы стать хорошим местом и для проведения спортивных, культурных мероприятий. Эта свежая идея вызвала у присутствующих журналистов вопросы: не получится ли так, что вместо сохранения природы в ее первозданном виде мы получим второе Коблево со всеми вытекающими последствиями — затоптанные орхидные поля, которыми до этого так восторгался академик, захламленное побережье и т.д.
Академик Дегодюк поспешил всех успокоить, заявив, что спортивные мероприятия будут проводиться не где попало, а в местах, «специально приспособленных для таких мероприятий». Эти места будут ограничены либо населенными пунктами, либо береговой линией. А чтобы провести соревнования, к примеру, по пляжному волейболу и разместить определенное количество зрителей, слишком большая территория не нужна.
Однако на главный вопрос — откуда же все-таки возьмутся деньги на реализацию такого масштабного проекта — прямого ответа не нашлось. Прозвучало только то, что на проект создания Национального парка никто ни копейки не дал — все делалось на голом энтузиазме.
Журналисты интересовались и тем, почему в оргкомитете по созданию парка такое масштабное представительство лишь ОДНОЙ, и именно ЭТОЙ общественной организации (ведь в деле сохранения заповедника всегда были задействованы другие организации). Однако от представителей «ЗаЛПа» звучали в основном общие фразы типа «другие говорят, а мы берем и делаем».
Под занавес пресс-конференции «ЗАЛПа» координатор этой организации Сергей Киселев не упустил возможности покритиковать известного николаевского эколога Олега Деркача, поставив под сомнение эффективность его деятельности.
В защиту Деркача высказалась лишь присутствовавшая на пресс-конференции депутат Николаевского горсовета пятого созыва Евгения Бондаренко, отметив, что именно благодаря усилиям Деркача и его команды удалось сохранить от застройки территорию реликтовых полей и кефальных озер...
Расходились принимавшие участие в пресс-конференции журналисты с постными лицами. К каким последствиям для хрупкой природы Кинбурнской косы приведет реализация «туристических проектов» со строительством дорог, «саманных домиков» и проведением «спортивных соревнований», для них не составляло большого секрета.