«Общегородской шухер», или чем вызваны 90 обысков в Николаеве?
«Общегородской шухер», или чем вызваны 90 обысков в Николаеве?
Во вторник Николаев был безусловным лидером заголовков во всех новостных изданиях Украины. Информация о почти сотне одновременно проводимых в городе корабелов обысков мгновенно облетела все информационные издания и стала новостью № 1. А в городе до сих пор идут пересуды: " Кто? Когда? Зачем?"
«Новости-N» решили собрать воедино и хоть как-то систематизировать весь разноречивый поток информации о событиях сегодняшнего дня в Николаеве.
Все началось ранним утром. В промежутке с 6.00 до 7.00. в самых разных местах города в квартирах звенели звонки и раздавалось громкое: «Откройте! Полиция!». Неуспевшим протереть глаза хозяевам совали под нос постановления суда — и тут же, невзирая на робкие протесты обалдевших квартировладельцев, приступали к обыску. Понятых визитеры привозили с собой. Ближе к началу рабочего дня с обысками пришли и в различные николаевские офисы — преимущественно в центре города.
В половине десятого информация о производстве обысков появилась в местных интернет-изданиях. С самого начала всех поразили две вещи: количество проводимых обысков и список лиц, у которых они проводились, - депутаты горсовета, известные предприниматели, адвокаты.
Вскоре дотошные журналисты выяснили, что люди, явившиеся ни свет, ни заря в дома спящих жителей Николаева, были никакие не бандиты и не беспредельщики, а напротив, работники правоохранительных органов — прокуратуры, СБУ, полиции. И свезли их в Николаев со всей Украины. Обыски во всех случаях были санкционированы Жовтневым районным судом г. Мариуполя.
Попавшее в руки журналистов «Новостей-N» постановление о проведении обыска позволило пролить свет на причины всего происходящего. Как оказалось, все, у кого проводились обыски, подозреваются в причастности к так называемой «ОПГ Мультика» - известного в Николаеве предпринимателя Михаила Титова. Статей уголовного кодекса, фигурирующих в постановлениях, хватило бы на два десятка дел: тут тебе и хищение бюджетных средств, и вымогательство, и оружие с наркотиками.
Ближе к обеду выяснились масштабы происходящего. Стало известно об обысках у депутатов горсовета Игоря Дятлова, Игоря Копейки, Андрея Яковлева, Светланы Ласурии; предпринимателей Алексея Пелипаса и Владислава Чайки; адвокатов Василия Калаянова, Сергея Скалова и Игоря Притыкина. Обыск проводился у Михаила Титова, а также его партнеров по бизнесу Дмитрия Леонова и Михаила Никулина. Кроме того, нагрянули прокуроры и к экс-депутату горсовета Сергею Дятлову - отцу Игоря Дятлова. Обыски также провели в департаменте ЖКХ Николаевского горсовета, предприятии «Центрлифт» и ряде других учреждений и организаций. Что-то искали даже в известном николаевском кафе "Цукерня" на ул. Фалеевской.
Появились и первые вопросы. Так, например, никто толком не смог объяснить, почему обыски санкционированы Жовтневым районным судом г. Мариуполя?
Отдельные вопросы возникали по-поводу фигурировавшего во все тех же постановлениях на производство обыска обвинениях в «поставках оружия и наркотиков из зоны АТО».
Собственно, именно эти два обстоятельства и посеяли первое недоверие ко всей проводимой операции. Мариупольский суд лез изо всех щелей: у одних это обстоятельство вызывало смех, у других просто недоумение - уголовное дело расследует прокуратура Николаевской области. Все подозреваемые находятся в Николаеве. Инкриминируемые им деяния также совершены здесь. Так при чем тут Мариуполь? Явно ведь что-то нечисто. А где нечисто — там доверия нет.
Особенно диким выглядело обвинение в доставке «оружия и наркотиков из зоны АТО». Оно было настолько явно «притянуто за уши», что вызывало скепсис даже у самых отъявленных недругов сегодняшних фигурантов уголовного дела. Каждый, кто хотя бы немного знает Дятлова, Копейку, Пелипаса и других, прекрасно понимает: ну не стали бы эти люди таким заниматься, не стали бы — ни за какие деньги. В силу самых разных причин: и потому, что это смертельно опасно, и риск здесь невероятно высок, и прочее, и прочее.
Между тем информация об «общегородском шухере», как выразился один из николаевских юристов, продолжала непрерывно поступать. Появились первые лица, у которых обыск уже закончился. Первым был глава городской организации «Оппозиционного блока» Андрей Яковлев — и тут же начал раздавать комментарии журналистам. Суть их сводилась к тому, что все происходящее — попытка давления на оппозиционных депутатов накануне нового политического сезона.
Но не всем так повезло. У директора «Техноконтракта» Чхартишвили обыск был не в пример жестче. Все члены семьи подверглись личному досмотру, а из квартиры вынесли все, представляющее хоть какую-то ценность. Забрали даже личные деньги из кошельков — разве что мелочь из карманов не вытрусили.
Вскоре появилась первая информация о «накладках». Первая вышла с Владиславом Чайкой. Ранним утром следователь с прокурорами и СБУшниками нагрянули к его сыну — 20-летнему студенту николаевской «Могилянки». И несмотря на все возражения, также провели обыск! Естественно, ничего не нашли — что можно найти у студента? Более того, «за компанию» обыск провели и в соседней квартире — вообще не понятно, на каких основаниях.
А в центре иногородние правоохранители в отсутствие хозяина взломали дверь в доме № 77 по ул. Большой Морской и провели там обыск. Ничего, естественно, не нашли, что и неудивительно — в доме идет ремонт и в нем никто в данный момент не живет. Все бы ничего, но, как выяснилось, постановление о производстве обыска было выписано совсем по другому адресу: ул. Малая Морская, 17. Приехавшая на место хозяйка дома, кстати, адвокат, долго пыталась вызвать полицию, чтобы зафиксировать взлом двери, но так и не смогла этого сделать: в полиции по телефону посоветовали обратиться... в СБУ!
К слову, об адвокатах. Сегодняшняя ситуация необычна еще и тем, что обыски проводились сразу у четырех известных в городе адвокатов: Василия Калаянова, Сергея Скалова, Игоря Притыкина и Ивана Иванишина. Такого количества обысков у адвокатов в один день не было за всю историю Николаева, а возможно, и всей Украины. Еще у одного адвоката, как уже было сказано выше, обыск был проведен ошибочно. Обыски у адвокатов — дело вообще чрезвычайно редкое, и суды их санкционируют крайне неохотно, понимая специфику адвокатской деятельности. Во всяком случае, для этого требуются более чем серьезные основания. Были ли они у следствия — большой вопрос. Правда, процедуру правоохранители все же постарались соблюсти: перед проведением обысков в известность было поставлено руководство Николаевской организации Союза адвокатов Украины.
Во второй половине дня начался несколько запоздавший пиар. Генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в Фейсбуке похвастался тем, что выполнил обещание, данное год назад в Николаеве.
- Как я и обещал - на территории Николаевщины о мультике могут вспоминать только дети перед сном, - написал генпрокурор, намекая как на кличку Михаила Титова - Мультик, так и на свой прошлогодний визит в Николаев, когда он ставил вновь назначенному прокурору области Тарасу Дунасу первоочередные задачи.
Кроме того, Луценко сообщил о первых пяти задержанных. Как выяснили «Новости-N», после проведения обысков в порядке ст. 208 УПК Украины были задержаны Михаил Титов, Алексей Пелипас, Дмитрий Леонов и еще два человека из окружения Титова. Генпрокуратура, правда, уточнила, что до конца дня количество задержанных может увеличиться.
А журналисты, между тем, находили все новые интересные подробности нашумевшего дела. В частности, они выяснили, что все 90 с лишним обысков проводятся в рамках старого и довольно тухлого дела четырехлетней давности. Уголовное производство № 12013160260001485 было открыто следственным отделом Николаевского райотдела милиции еще в ноябре 2013 года.
12 ноября 2013 года следственным отделом Николаевского райотдела полиции было открыто уголовное производство по признакам ч.2 ст. 289 - «Незаконное завладение транспортным средством».
Тогда директор некоего ООО «Максимум» Вадим Шуляков обратился в милицию с заявлением о незаконном завладении автомобилем «Ситроен», в котором находилось более сотни бутылок разнообразных спиртных напитков: водки, коньяка, вина и т. д. Речь идет об обычной «развозке», которая доставляет спиртное в магазины. Неизвестные завладели автомобилем в с. Петровка Николаевского района, при этом водителя «Ситроена» они насильно усадили в автомобиль «Дэу Ланос» и увезли в Николаев.
Данное уголовное производство ни шатко, ни валко тянулось почти четыре года — и вдруг такой всплеск. Каким образом обычный грабеж, который сегодня происходит по десять раз на дню, спустя четыре года вылился в самое громкое дело последних лет в Николаеве, похоже, не смогут объяснить и сами следователи прокуратуры.
Итог этого напряженного дня таков: в Николаеве на квартирах и офисах были проведены десятки обысков. У подавляющего большинства подозреваемых ничего «такого» не нашли. Задержаны пять человек — и это число еще не окончательное. Николаев вновь «прогремел» на всю Украину.
Так что же произошло сегодня в Николаеве? Борьба с преступностью и коррупцией? Очередное «антикоррупционное» шоу для западных спонсоров? Пиар Генпрокурора? Давление на оппозицию, как утверждают в «Оппоблоке»?
Ответ на эти вопросы можно будет дать позже, когда станет ясно, куда все движется. Пока ясно, что в столь масштабном деле есть только вопросы. Почему санкции на обыски давал мариупольский суд? К чему здесь смехотворное и явно притянутое за уши обвинение в «доставке оружия и наркотиков из зоны АТО»? Неужели ничего другого не нашлось? Почему старое, четырехлетней давности «тухлое» дело вдруг вспыхнуло таким неожиданным фейерверком? И каким образом связан обычный грабеж в 2013 году с теми деяниями, которые инкриминируют николаевским депутатам и бизнесменам сегодня?
Таких вопросов можно задавать еще много — только вот отвечать на них некому. Так что стоит запастись терпением. Ближайшая серия этого захватывающего сериала состоится уже через два дня, когда суд будет рассматривать ходатайство о применении меры пресечения.
Правда, все больше юристов склоняется к тому, что для этого подозреваемых могут отвезти во все тот же Мариуполь — уж там то точно никто не станет копаться в ляпах следствия.