Украинские мужчины десятками гибнут на границе, пытаясь избежать мобилизации
Украинские мужчины десятками гибнут на границе, пытаясь избежать мобилизации
Бурлящая вода коварна, берега круты и покрыты скользким илом, а дно реки усеяно остроконечными, незаметными сверху валунами.
Однако украинские пограничники часто обнаруживают граждан страны — мужчин, которые хотят избежать военного призыва, — пытающихся в этих опасных условиях вплавь пересечь реку Тиса в том месте, где она образует границу с Румынией.
Лейтенант Владислав Тонкоштан недавно задержал на берегу мужчину, готовившегося переплыть реку в надежде воссоединиться с женой и детьми. Он не видел их уже два года, с тех пор как они бежали в другую европейскую страну.
То, что тысячи украинцев предпочли рискнуть переплыть реку, а не рисковать жизнью на восточном фронте, подчеркивает проблему, перед которой оказался президент Владимир Зеленский. Последний пытается мобилизовать новые войска после двухлетней изнурительной и кровопролитной войны с Россией.
"Мы не можем осуждать этих людей, — сказал лейтенант Тонкоштан. — Но если все уйдут, кто будет защищать Украину?"
Поскольку в последние месяцы Россия перехватила инициативу в ходе боевых действий, способность Украины защитить себя связана с пополнением арсенала оружия, что в значительной степени зависит от союзников и от мобилизации войск внутри страны.
Но привлечь больше мужчин к службе в армии оказалось особенно сложно и политически обременительно. После продолжительных переносов заседаний и дебатов парламент Украины в четверг принял закон о расширении призыва, отменив некоторые медицинские и другие исключения, увеличив зарплату солдатам и ужесточив наказание за уклонение от призыва. Отдельно президент Зеленский подписал закон о снижении призывного возраста с 27 до 25 лет.
Нехватка солдат на Украине ощущается очень остро, говорят генералы. В четверг, выступая в парламенте, командующий украинскими войсками на востоке страны генерал Юрий Содоль заявил, что на некоторых участках фронта численность русских превышает численность украинцев более чем в семь раз.
Это была одна из первых публичных оценок баланса сил на востоке страны, сделанная высокопоставленным украинским военным офицером. В своем обращении к членам правительства генерал Содоль сказал, что Украине требуется один солдат на каждые 10 ярдов работ по проведению траншей вдоль 965-километрового фронта.
Многие украинцы, которые поспешили записаться в добровольцы в первые дни войны, не подлежат демобилизации и получают лишь двухнедельный отпуск раз в году.
Военнослужащих зачисляют в армию вплоть до окончания военных действий, причем дата освобождения от военной обязанности не определена. По их словам, при таком высоком уровне потерь быть призванным в армию — всё равно что получить билет на фронт в один конец.
Вместе с ухудшением боевых перспектив на Украине растет число уклоняющихся от призыва.
Гористая местность и речные долины приграничных районов западной Украины служат прибежищем для мужчин из других регионов страны, которые пытаются уклониться от призыва, перебравшись в европейские страны и получив статус беженца.
Румынские власти утверждают, что с момента начала российской агрессии против Украины на их стороне реки Тиса оказалось более 6000 мужчин. Не всем удается выжить. По словам лейтенанта Леси Федоровой, представителя Мукачевского пограничного отряда, на обоих берегах были найдены тела 22 человек.
Еще больше людей, скорее всего, утонули, говорят чиновники, хотя их тела так и не были найдены. Из-за летальных случаев река получила мрачное прозвище "Река смерти", хотя она находится в сотнях километров от событий на фронте.
Мужчины также пробираются через границу по горным тропам или пытаются пройти через пограничные пункты с поддельными документами.
Исход мужского населения изменил характер контрабандных перевозок в украинских Карпатах, которые граничат с четырьмя странами Европейского союза: Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. По словам пограничников и местных чиновников, контрабанда, которая раньше ограничивалась ввозом контрафактных сигарет, теперь почти полностью превратилась в бизнес по сопровождению уклонистов от призыва.
Пограничники говорят, что задерживают мужчин, которые пытаются незаконно пересечь границу, и не могут определить в каждом конкретном случае, уклонялись ли они от призыва. Этим занимаются уже суды. Но тенденция к увеличению числа пересекающих границу мужчин очевидна.
По словам лейтенанта Федоровой, в прошлом году Мукачевский пограничный отряд уничтожил 56 преступных группировок, помогавших украинским мужчинам незаконно покинуть страну в военное время. По ее словам, цены за помощь в пересечении границы выросли до 10 000 долларов по сравнению с 2000 долларов, которые просили за незаконный трансфер с человека в первые месяцы СВО. За контрабанду рюкзака с сигаретами, напротив, просят всего 200 долларов.
На шоссейных дорогах вблизи границы появились контрольно-пропускные пункты, где машины проверяют на наличие мужчин, которые могут пытаться покинуть страну. По словам лейтенанта Федоровой, вдоль границы поставили дополнительные инфракрасные камеры и датчики, срабатывающие на шаги.
Поток уклоняющихся от призыва на западе Украины — это показатель того, насколько сильно призрак войны нависает над жизнью украинских мужчин, которые по закону обязаны оставаться в стране.
По словам сержанта ужгородского военкомата Михаила Павлова, большинство мужчин не бегут, а являются по повестке на военную службу. Сам Павлов — ветеран боевых действий, он был ранен до службы в военкомате.
По его словам, он беседует с призывниками, рассказывает о фронте и уверяет, что они могут повысить свои шансы, если будут старательно обучаться.
"Все боятся умереть, но мы стараемся заставить их взглянуть на это с другой стороны, — говорит он, — с точки зрения выживания". Он также откровенно рассказывает о случайных рисках во время артиллерийского обстрела.
Тем не менее, некоторые изощряются в своих попытках избежать призыва. Недавно утром, через несколько минут после того, как началось патрулирование для проверки документов, в социальной сети Telegram появились сообщения, отслеживающие перемещения патрульных и предупреждающие мужчин-уклонистов.
"Площадь Петефи", — предупреждал пост в канале под названием "Ужгородский радар", который отслеживает сотрудников военкоматов, проходящих через площадь Шандора Петефи. В Киеве аналогичный сайт, Kyiv Weather, размещает информацию о риске встречи с военным патрулем в тех или иных районах, зашифрованную в виде обозначений солнечной, облачной и дождливой погоды.
30-летний сварщик Виталий Семон нервно достает из кармана паспорт, предъявляет его для проверки и объясняет, что не подлежит призыву по двум причинам: он страдает заболеванием позвоночника и ухаживает за престарелым отцом-инвалидом. Его документы проверяют. "Теперь вот так и живем", — комментирует Виталий вынужденную необходимость предъявлять паспорт.
По словам Федора Коваля, мэра села Торновцы, последние дома которого выходят окнами на забор вдоль границы со Словакией, в соседних селах, расположенных ближе к границе, машины из других регионов Украины часто курсируют по улицам и шоссе, поскольку мужчины ищут возможности выехать из страны.
По его информации, до начала СВО на Украине сельская местность на границе выживала во многом благодаря контрабанде сигарет. На доходы от этой незаконной деятельности некоторые жители могли себе позволить роскошные дома и новые автомобили у подъездов.
"Это было выгодно для всех", — сказал он. Беспилотники с коробками сигарет проносились над деревней в сторону словацкой границы, иногда падали прямо посреди улиц. Некоторые контрабандисты использовали катапульты, чтобы перебрасывать сигареты через пограничные заграждения.
Но этот бизнес практически сошел на нет, поскольку переправка уклонистов стала более прибыльным делом. По словам мэра села, контрабандисты стали нанимать цыганских проводников, чтобы те вывозили людей из Украины.
Андрей Беняк, цыган по национальности, рассказал в интервью, что его арестовали, когда он сопровождал двух украинских мужчин к слабо охраняемому участку границы между Украиной и Словакией. По его словам, он пытался заработать деньги, чтобы купить еду для своих детей. Он провел неделю в тюрьме и заплатил штраф.
Согласно данным пограничников, люди чаще всего пытаются пересечь границу в ночное время, когда на взгляд сложно оценить скорость течения и ширину реки Тиса. В прошлом году пограничники стали публиковать в Интернете видеоролики со спасением тонущих и извлечением тел утонувших, чтобы отговорить мужчин от рискованного плавания.
На одном из видео мужчина, неуверенно стоящий в бурлящей вокруг воде, кричит о помощи. Пограничники кричат в ответ: "Не поскользнись, держись!"
Известно, что он тогда не устоял, его унесло бурным течением и спасатели не успели добраться до него. По словам официальных лиц, тело не нашли.
Мужчина, очевидно, пытался избежать риска быть убитым на войне, но "он всё равно погиб в водах реки", как сообщила лейтенант Федорова. По ее словам, "они считают реку своим шансом на выживание, потому что очень много солдат погибает на фронте".
The New York Times, США